Сегодня все чаще можно услышать термин «социальная коммерция», что же под ним кроется? На самом деле, очень не хочется сыпать непонятными словами, наоборот, нужно максимально просто и «по-человечески» объяснить все, тем более, что многие уже давно используют данный способ в целях продвижения бренда и заработка.
Расшифровка
Итак, социальная коммерция – это онлайн-покупки и продажи через социальные сети. Электронная торговля в действии.
Неслучайно в названии сказано, что социальная коммерция посвящается ленивым покупателям. Дело в том, что достаточно просто иметь аккаунты в социальных сетях, чтобы совершать покупки без малейших лишних «телодвижений», ориентируясь на мнение других людей, без необходимости делать это самостоятельно! Конечно, слово «ленивые» — это условность, но оно наглядно характеризует весь процесс.
Простой алгоритм действий
Социальная коммерция – это взаимовыгодный процесс, и эта взаимовыгодность – отнюдь не преувеличение. Пользователи социальных сетей получают возможность совершать покупки с максимальным комфортом, а бизнесмены – широкий горизонт для развития бизнеса.
Характерное отличие со знаком «плюс» социальной коммерции заключается в том, что мнение одного человека в соцсетях способно изменить мнения сотен и даже тысяч других ваших потенциальных покупателей.
Все бизнесмены используют достаточно просто алгоритм действий:
Они связываются в социальных сетях со своими клиентами
Следующий шаг – это увеличение трафика в интернет-магазине
Для каждого покупателя в идеале создается собственный опыт личного взаимодействия с брендом
Формируется свое собственное полноценное сообщество
И да, это работает, и работает уже не первый год. В 2005 году Yahoo! Ввел термин «социальная коммерция» для описания ряда онлайн-средств определенной СОВМЕСТНОЙ работы пользователей Интернета.
А как оно на практике?
Достаточно сложно «препарировать» социальную коммерцию, так как явление достаточно многогранное, оно даже не ограничивается только социальными сетями, но в России самая распространенная форма – это группы, так называемые, сообщества в социальных сетях.
И здесь работает та формула, которую когда-то вывели Дэвид Бизель и Стив Рубель. Именно они и разработали в свое время концепцию электронной коммерции, которая сводилась к получению советов покупателями, рекомендаций от других пользователей сетей, возможности находить услуги и товары, после чего покупать их, ориентируясь на рекомендации.
Сегодня и социальная сеть Вконтакте, и Одноклассники широко используют эти возможности:
В группах и сообществах людям очень легко обмениваться мнениями, обсуждать товары и услуги, поэтому и эффективность – высока. Один пользователь может задать вопрос: «Блин, так хочется купить новые брючки, но сомневаюсь в качестве», на что другой пользователь логично ответит: «А я уже брала! Все супер!», и начинается процесс, которого так и ждали бизнесмены. Это продажи!
Эра Facebook
На Западе все начиналось с социальной сети Facebook, и именно она стала отправной точкой для социальной коммерции, теперь уже и в России идет движение в этом направлении. Вот только несколько цифр о социальной коммерции в мировом масштабе, на базе данных из Фэйсбука:
Эти данные не могут впечатлить – они явно говорят о том, что принцип успешно работает!
Правильная платформа – секрет успеха
А нужна ли платформа?
На самом деле, она нужна не всегда, а только в некоторых случаях, но давайте зайдем с другой стороны и рассмотрим кратко основные формы социальной коммерции:
Как уже отмечалось, группы или сообщества в социальных сетях
Скидочные сервисы, где также активно используется механизм социализации
Вот, собственно, и все. В остальном, работают приложения, которые нужно разрабатывать, у каждого из них есть своя платформа. В результате в соцсетях появляются полноценные интернет-магазины с возможностями оплаты товара. Функционал, конечно, намного больший, чем у, скажем, простой группы.
Можно обозначить несколько самых «продвинутых» платформ:
Это далеко не полный перечень, но самый дельный, то есть на указанные платформы можно положиться!
А как оно будет?
Если все так прибыльно и удобно, то чего ждать в будущем? Наверное, в обязательном порядке стоит бросать все и заниматься социальной коммерцией? То, что уже сейчас к социальной коммерции ведет целая цепочка действий, все знают.
Действия просты:
Поддержка клиентов – удовлетворение их запросов
Связи с общественностью – работа на репутацию
Реклама – продвижение своей узнаваемости
Исследование рынка – усиление информативности
Непосредственно продажи — торговля
Но что будет дальше? Давайте разберемся, изучив основные тренды:
Общественность меняет парадигму потребления. Это значит, что происходит смешение между виртуальным и реальным мирами. У людей доступ к смартфонам, планшетам. Неудивительно, что именно их они и используют для покупок. Все вполне логично!
Данные из социальных сетей будут определять продажи. То есть, покупатели будут смотреть на то, что уже говорят люди в сетях, опираться на их мнение. Решение зачастую принимается коллективно.
Уже происходит переход от явной модели «Сообщение от бренда» к модели «Рынок пользователей»
Активно применяются и будут применяться социальные данные для увеличения продаж
Стремление к свету!
Впрочем, уже сейчас есть к чему стремиться, так как перспективы, действительно, ошеломительные!
Не следует просто перенимать опыт Запада. У нас другой менталитет. То, что работает там «на ура», может просто не сработать в России.
На данный момент платформы не дают возможности реализовываться в полной мере, (Одноклассники, ВКонтакте).
Нужно отыскать возможность таргетировать рекламу, полноценно рекламировать товары и услуги внутри сети и т.д. Сеть «Одноклассники», например, просто пишет свою площадку!
Да, есть еще проблемы, есть направления для совершенствования социальной коммерции, но уже сейчас ясно, что это, если и не «золотая жила», то, как уже отмечалось, взаимовыгодное сотрудничество для обеих сторон!
Людям нравится, владельцы бизнеса – коммерсанты – довольны!