«Социальные игры на фабрике чипсов»
Раздел: Социальные сети
Мак Пинкас со своей собакой Zynga. ‘FriendSHIP means being able to sink each other’s battleSHIPs’. (Игра слов: “Дружба – это когда можно топить друг-другу крейсера”). Так считает предприниматель из Силиконовой Долины, Мак Пинкас (Mark Pincus), организатор нескольких стартапов, среди которых Support.com и одна из ранних социальных сетей Tribe.net. Во вторник, мистер Пинкас сорвал покровы тайны с очередного своего проекта — Zynga Game Network. Это компания, которая занимается разработкой онлайн-игр для размещения на страницах популярных сайтов типа Facebook и MySpace. Zynga, которая состоит из 27 сотрудников, несколько последних месяцев буквально изобретала заново такие карточные игры, как покер, очко, а также классические игры типа Risk, Boggle и Морской Бой. Участники социальных сетей могут разместить игру у себя в профиле и играть в неё прямо там же с другими посетителями. Игры, а именно вариант Техасского Покера от Zynga, уже заинтересовал сотни тысяч постоянных пользователей. Эта, а также другие подобные компании, уверенны в том, что на теле быстрорастущих социальных сетей можно строить настоящий бизнес. В прошлом году, эти сети пригласили предпринимателей устраивать всевозможные развлечения для своей внушительной аудитории и получать свою долю с доходов от рекламы. Пока не вполне ясно, возможно ли таким образом зарабатывать продолжительное время, однако многие люди решили попытать счастье. С момента, когда в мае компания Facebook открыла свой код для сторонних раработчиков, было представлено около 7000 приложений и более 80 процентов её пользователей добавили к себе на страничку хотя бы одно из них. Сезонные компании и небольшие стартапы стали активно разрабатывать разные приложения для Facebook и прочих сайтов, в том числе для MySpace, которая также обещает открыться для сторонних разработчиков в начале этого года. Zynga специализируется на, так называемых, казуальных играх, которые не требует специального изучения правил и особенно популярны среди тех, у кого совсем не много времени на игры и кто никогда не слышал о таких игрушках, как Halo. «Народ уже любит казуальные игры», — говорит Фред Уилсон (Fred Wilson), партнёр из венчурной компании Union Square Ventures, которая предоставила для Zynga финансирование в размере $10 млн. «Но когда вы берёте казуальную игру и помещаете её в социальную сеть, она становиться ещё более увлекательной. Это как плеснуть масла в огонь». Мистер Пинкас — это ещё один сезонный предприниматель, который сделал большие ставки на Мака Закербёга (Mark Zuckerberg), 23-летнего основателя Facebook и его идею «социального графа». Идея заключается в том, что игровые приложения становятся более привлекательными и распространяются по сети ещё быстрее, если ими начинают увлекаться друзья, родственники или коллеги. «Сам я не большой любитель поиграть», — говорит мистер Пинкас, 41 года от роду. «Но я вполне могут быть репрезентативным для того рынка, которым занимаюсь. У меня практически нет времени для игр, однако это мог бы быть действительно хороший способ поддерживать отношение с моей племянницей, к примеру». Компания расположена на территории бывшей фабрики по изготовлению картофельных чипсов в пригороде Сан-Франциско. Мистер Пинкас – основатель Support.com, сервиса, который теперь называется SupportSoft, и тот, кто в прошлом году продал часть активов Tribe.net компании Cisco Systems — купил это здание, чтобы разместить свою компанию. Кроме этого, он один из тех, кто на самом раннем этапе инвестировал в Facebook. Среди прочих инвесторов Zynga есть такие выдающиеся фигуры Силиконовой Долины, как Питер Тиэль (Peter Thiel), инвестор и член совета директоров Facebook, Рэйд Гофмэн (Reid Hoffman), основатель LinkedIn и Роберт В. Питмэн (Robert W. Pittman), один из бывших руководителей America Online. Врядли можно сказать, что Zynga занимается редкими играми. К примеру, когда в июле Zynga представила свою версию Техасского Покера, на Facebook уже были несколько версий этой же игры. Фокус в том, что компания разрабатывает свои игры с расчётом именно на интерактивные функции Facebook. К примеру, пользователи могут приглашать своих френдов в игру, или видеть, кто в данный момент играет, и присоединяться к нему прямо в процессе игры. Среди ближайших планов Zynga, увязать свои виртуальные ресурсы в одно целое. Начиная с этой недели, все пользователи, которые присоединяется к одной из их игр, автоматически получают доступ к специальному сообществу, где они смогут между собой чатиться и всячески общаться с другими пользователями, которые тоже играют в игры от Zynga даже на других социальных платформах. Компания надеется, что однажды, к её услугам прибегнут традиционные рекламодатели, ну а пока компания зарабатывает тем, что продаёт рекламу создателям других приложений, которые пытаются привлечь новых пользователей. Zynga берёт с рекламодателей по 50 центов каждый раз, когда кто-нибудь из её игроков устанавливает себе рекламодательское приложение. За это Zynga обещает своим пользователям специальные поощрения; к примеру, игроки в очко получают дополнительные баллы за переходы по определённой ссылке. Мистер Пинкас говорит, что игроки ежедневно кликают на 50000 подобных ссылок, многие из которых ведут также на другие игры Zynga. Сейчас Zynga располагает больше чем десятком игр и намеревается в дальнейшем выпускать по 4-8 игр ежемесячно. Все они далеко отстают по популярности от Scrabulous — клона игры «Скраббл» — которая сейчас среди самых популярных игр на Facebook, с аудиторией в пол миллиона активных пользователей. Мистер Пинкас говорит, что предпочитает избегать проблем с торговыми марками. Zynga дала своей версии игры Risk название «Атака», а свою версию Boggle назвала “Scramble”. Мистер Пинкас говорит, что компанию может заинтересовать лицензирование игровых торговых марок или сотрудничество с традиционными производителями игр. Эйвэн Уилсон (Evan Wilson) аналитик из Pacific Crest Securities, говорит, что индустрия онлайн-игр буквально кишит клонами, что, впрочем, не вызывает никаких проблем с законом, если те, кто их передирает, используют другие названия и другую технологию. Мистер Уилсон считает, что если компаниям типа Zynga удасться доказать успех своей бизнес-модели, то такие монстры как Electronic Arts, которая владеет лицензией на игры Hasbro для электронной индустрии, немедленно ринуться на этот рынок. Мистер Пинкас именно на это и рассчитывает. Он уверен, что продукты его компании, которые находятся в топе среди «самых популярных приложений» на таких сайтах, как Facebook, могут превратиться в ценнейшие ресурсы. По его словам, прочие производители игр: «будут вынуждены либо выпускать свою игру и становиться в очередь из 1300 других игр, в надежде, что их заметят, либо обращаться за помощью к нам». Перевод с английского: Роман Равве для worldwebstudio.livejournal.com Дата публикации: 2008-01-18 |