В свое время Маркс утверждал, что капитализм сменится коммунизмом, и к власти придет угнетаемый класс — пролетариат. По-моему, это предположение довольно спорно, даже если всех IT-специалистов причислить к этому классу. Ведь после рабовладельческого строя к власти не пришли рабы, а после феодализма — крестьяне.
Но даже оставив воззрения Маркса (вместе с другими нестыковками) на его совести, вопрос тем не менее остается — что будет после капитализма? Размышляя над этим, убеждаюсь, что с большой долей вероятности следующая формация станет называться РОБОТИЗМом, ну или как-то так.
В чем Маркс был прав, так это в том, что смена строя путем революции происходит только тогда, когда в обществе складывается определенная революционная ситуация. Другими словами, когда общество созревает для этого, не раньше. Попытки ускориться ни к чему хорошему не приводили — система рано или поздно откатывается на предыдущий уровень. Поэтому прежде всего нам нужно обратить внимание на то, как изменится общество с точки зрения создания предпосылок к революционной ситуации, и к чему это нас приведет в конечном итоге.
Разрешите описать, как мне кажется, наиболее вероятный сценарий создания революционной ситуации. Как обычно, в основе всего лежит научно технический прогресс.
Создание одной или несколькими компаниями универсального домашнего робота с внешней экосистемой, наподобие iOs или Android. Вероятно, это будет модульная конструкция, которую можно будет «апгрейдить». Первое время цена может быть как у автомобиля, но со временем, вероятно, будет снижаться где-то до уровня мотоцикла. Базовый функционал — интеллектуальная уборка помещения — этого достаточно, чтобы за несколько лет окупить приходящую уборщицу или подарить любимой женщине больше свободного времени.
Стремительное увеличение количества программ за счет экосистемы, вместе с выпуском разного рода дополнительных манипуляторов и сенсоров, приведет к расширению функционала до приготовления пищи, сортировки домашних вещей, стирки и глажки. Появятся программы наподобие “99 рецептов борща” за $1.99 и тому подобное. Постепенно, за несколько лет, домашний робот изменит наш быт.
Лавинообразный рост инвестиций в программное обеспечение, сенсоры, совершенствование манипуляторов вместе со снижением себестоимости компонентов позволит создать универсального помощника не только для дома, но и для работы. Для начала это будет просто помощник дорожного рабочего, строителя или дворника. Окупаемость, даже при небольшой зарплате живого рабочего будет крайне быстрой. Грузчик в Москве получает от 20 до 30 тыс. рублей в месяц. Вместе с налогами и другими расходами — как минимум 12 000 долларов в год. Робот готов грузить круглосуточно и при его цене, например, в 24 000 долларов, окупится за два года. При работе в две смены — за год. Конечно, робот должен обслуживаться. Но и человек иногда болеет.
Внедрение универсальных роботов в промышленность приведет к снижению себестоимости выпускаемых товаров. Мало того, резко снизится фактор зарплаты, и вырастут факторы налогообложения, хороших условий для бизнеса, стоимости энергии и качество менеджмента.
Произойдет глобальное перераспределение мирового производства. Постепенно Китай (если не изменит свою роль в мировой экономике) потеряет свое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Свои позиции начнет восстанавливать Европа и Америка. Усилится различие в доходах между государствами. Золотому миллиарду уже не будут нужны бедные страны с дешевой рабочей силой — инвестиции туда остановятся.
Внутри стран высвободится гигантское количество низкоквалифицированных трудовых ресурсов. Список профессий огромен — производственные, коммунальные, строительные рабочие, сфера обслуживания (да-да, область, которая раньше впитывала излишки ресурсов теперь начнет их выдавать).
Вот тут и наступает революционная ситуация. Высвобождение гигантского количества трудовых ресурсов приведет к массовой безработице. Не 7-11% как сейчас, а 30-50-70%, и процент будет неуклонно расти. Безработные — вот кто движущая сила новой революции и смены общественного строя.
Не думаю, что какое-то заметное влияние приобретут движения, ограничивающие, наподобие луддитов, научно-технический прогресс. Но государству, если оно не хочет баррикад, придется вводить новые правила, законодательно закрепляющие пожизненное обеспечение пожизненных безработных, вводить дополнительные налоги и как следствие — снижать конкурентоспособность собственных товаров.
Так что же будет с конкурентоспособностью товаров в эпоху универсальных роботов? Логично, что внедрение предприятием универсальных роботов приведет в повышению эффективности и высвобождению рабочих. Это же приведет чуть позже к росту налогов. Налоги будут зависеть от количества безработных и от стандартов жизни. Не трудно догадаться, что в выигрыше окажутся те государства, где меньше всего жителей, основу которых будут составлять квалифицированные кадры — управляющие и инженеры.
Такие государства смогут многократно масштабировать собственное производство, снижать налоги, увеличивая производство и снова снижать налоги. Первым кандидатом на роль такого экономического супергосударства мне лично видится Южная Корея. В этой стране уже сейчас высочайшая производительность труда, отличный инвестиционный климат, хорошее образование и мощное, даже несоразмерное, присутствие в мировой экономике.
В России, к огромному сожалению, перспективы просматриваются слабо. Фактор полезных ископаемых, продажа которых с одной стороны обогащает чиновников, с другой — снижает конкурентоспособность промышленных товаров (косвенно, через завышение себестоимости), уже сейчас ничем не помогает развитию страны. В будущем же, с развитием технологий, эта роль, предполагаю, будет снижаться. Отсутствие привлекательного инвестиционного климата, зачаточные традиции менеджмента — все это очков нам тоже не добавляет.
Позвольте резюмировать.
Произойдет расслоение общества по принципу работающих и безработных. Безработное большинство будет иметь гарантированный, но скромный доход. Это позволит кому-то реализоваться в творчестве, кому-то сконцентрироваться на недорогих спортивных развлечениях. Кто-то, как это обычно бывает при смене формаций — маргинализируется или опустится на дно.
Произойдет расслоение государств по объему социального бремени. Супергосударства (Ю. Корея, может быть США и Германия) получат заметный скачок в развитии. Европа, наверняка, сохранит свой статус-кво. Упадет производство в Китае и других странах, привлекательных за счет недорогой рабочей силы.
Вероятно, первые универсальные домашние роботы появятся в течение ближайшего десятилетия. Где-то лет десять технология будет бурно развиваться и через двадцать лет станут заметны последствия глобальной научно технической революции. Еще лет через десять — двадцать мир станет другим. Итого 40-50 лет. Поживем — увидим.