Не так давно я наткнулся на интересную заметку на improv wiki. Там рассказывалось, как сценическим актёрам наиболее эффективно сыграть «высокую» и «низкую» социальную роль. Короче, как проще всего дать понять зрителю, кто тут начальник, а кто — подчинённый. Мне понравился этот список рекомендаций, поскольку и в жизни мы часто вынуждены либо играть ту или иную роль, либо раскрывать игру других.
Я решил сделать частичный перевод этих рекомендаций. Я постарался выделить те манеры поведения, которые попадались мне чаще прочих в реальной жизни. Однако, ещё раз отмечу, что определения и рекомендации ниже предназначены для сценических актёров малых жанров.
Статус собеседников
Статус определяется поведением собеседников. Собеседник, который готов во всём подстроиться под другого, тот, кто избегает ответственноести, имеет низкий статус. Тот, кто своим поведением заставляет другого подстраиваться под себя, имеет высокий статус. Статус играется одним собеседником для другого в каждый момент беседы. Иначе говоря, собеседники убеждают друг друга в своём статусе.
Приёмы игры высокого [низкого] статуса
При ходьбе ожидать, что остальные уступят дорогу [уступать дорогу всем]
При разговоре смотреть собеседнику в глаза [отводить взгляд]
Не следить за реакцией собеседника на собственные слова [коротко бросать взгляд на глаза собеседника, угадывая положительную реакцию]
Не реагировать на слова собеседника. Как Клинт Иствуд: собеседник ожидает хоть какой-нибудь реакции, но не получает ничего
Говорить законченными предложениями [говорить с паузами, менять предложение по ходу, не заканчивать предложения]
Принимать удобное положение, занимать как можно больше места [сидеть или стоять в неудобной позе, стараться дать собеседнику занять как можно больше места, если актёр высокий, то стоит наклонить голову, чтобы дать понять, что не рост не используется «против» собеседника]
Смотреть на собеседника сверху вниз. Иногда стоит немного закинуть голову, чтобы созать впечатление разговора взрослого с ребёнком [смотреть на собеседника снизу вверх, иногда стоит немного наклонить голову]
Спокойно говорить о вещах, которые собеседник находит неприятными или обидными [жонглировать словами при разговоре о чём-то, что может обидеть собеседника]
Принять «уязвимую» позу: раскрыть шею или торс [позой «защищать» своё лицо, шею или торс]
Говорить назидательно, с уверенностью [кричать, как бы запугивая собеседника. Это утверждает низкий статус, поскольку кричащий как бы защищается от возможного сопротивления]
Двигаться спокойно и плавно [двигаться рывками, делать бесполезые движения]
Не подносить руки к лицу [дотрагиваться до головы или лица]
Говорить сложно, не упрощая свою речь для собеседника. Например, сказать «Линейка жоқ», не давая собеседнику объяснения своим словам [пояснять свои слова, упрощать речь. Например, сказать «У меня нет конспекта по линейной алгебре»]
Поведение высокого статуса как бы говорит: «не подходи, укушу!». Поведение низкого статуса — «не кусай, я того не стою».
Приёмы повышения статуса собеседника
Попросить разрешения что-либо сделать
Спросить мнение о своей работе
Попросить о помощи или совете
Поблагодарить за что-то
Извиниться за что-то
Согласиться с тем, что собеседник был прав, а ты — нет
Согласиться с суждением собеседника, не требуя доказательства
Обращаться к собеседнику на «Вы», использовать имя и отчество
Умалить свои заслуги в сравнении с заслугами собеседника («Ваш мак бук намного белее моего»)
Рассказать о своей неудаче («Опоздал сегодня на работу, а как добрался, узнал что всё равно уволили»)
Отойти, поклониться, сделать себя ниже по сравнению с собеседником
Проиграть собеседнику в игре
Ждать собеседника
Замечание: Если на сцену выходит кто-то из зала, повышайте его статус. Никогда не понижайте его статус добровольца.
Приёмы понижения статуса собеседника
Критиковать работу собеседника
Исправлять собеседника
Одобрить или не одобрить что-то, принадлежащее собеседнику. Например, «У тебя 30 фоловеров на твиттере. Это вполне приемлемо». Всё, что ставит вас в позицию судьи, понижает статус собеседника
Указывать собеседнику, что делать
Не реагировать на слова, в особенности вопросы собеседника. Например, «Ты уже закоммитил свои изменения?» «Тёма снова повесил нелепый пост».
На каждый рассказ собеседника отвечать рассказом в стиле «это ещё что». Например, что у тебя бывали проблемы и посложнее, что ты встречал и более именитую звезду, зарабатывал больше денег, добился большего и т. п.
Заставлять ждать себя
Говорить с сарказмом
Не слушать собеседника
Ударить собеседника. Ударить собеседника перед его девушкой, женой, детьми, особенно понижает статус
Если собеседник отстал, не ждать его, продолжать двигаться. Это может быть сложно сыграть, из-за ограниченности сцены
Пренебрегать мнением собеседника
Приёмы понижения статуса сводятся к высмеиванию собеседника. Приёмы повышения позволяют собеседнику посмеяться над тобой, или позволяют вам обоим посмеяться над чем-то вместе.
Вся жизнь — игра
Ещё раз отмечу, что эти приёмы призваны помогать актёрам быстро доносить до зрителя кто в сценке главный. Однако, мне кажется, что эти приёмы являются весьма полным набором стереотипов.
Надеюсь, этот пост поможет читателю распознать игру собеседников. Или грамотно выстроить свою.