Вчера «Социальная сеть» Дэвида Финчера вышла в российский прокат, а в торрентах появился ее англоязычный DVD-скринер. Поскольку на Хабре фильм наверняка многим интересен, после просмотра решил написать текст — еще не видевшим может помочь определиться «стоит ли смотреть», а уже посмотревшие могут обсуждать в комментариях (главное — перед спойлерами предупреждать о них).
Для аудитории Хабра это в первую очередь «фильм о Цукерберге», а не просто художественный фильм, и наверняка многих волнует вопрос достоверности. Скажу сразу: не ждите документальной точности. Она невозможна изначально — хотя бы по той причине, что показанный в фильме судебный процесс завершился подписанием бумаг о неразглашении, и теперь только участвовавшие в нем знают, как все было на самом деле. Однако Финчер выкрутился настолько изящно, насколько это вообще было возможно. Он не отвечает однозначно на острые вопросы (украл Цукерберг идею или не украл?), а иллюстрирует высказывания разных участников того самого судебного процесса; каждый из участников, понятно, может врать, но общая картина все равно складывается, и она получается вполне увлекательной, познавательной и убедительной. В деталях можно замечать нестыковки (скажем, адрес меняется с thefacebook.com на facebook.com, когда идею на ходу роняет основатель Napster Шон Паркер — на самом деле Цукерберг и сам был не прочь взять этот домен изначально, вот только он был занят, и пришлось позже перекупать его за 200 000 долларов), но придираться к ним не возникает ни малейшего желания.
Другой интересовавший многих вопрос — можно ли снять увлекательное кино про нерда, который большую часть жизни провел, уставившись в монитор (когда-то это уже пытались сделать в «Пиратах Силиконовой долины» — результат никого, кроме айтишников, особо не заинтересовал). Так вот: смотреть фильм наверняка будет интересно даже тем, кто вообще не интересуется компьютерами и не сидит в соцсетях (собственно, Финчер и сам в них не сидит). Во-первых, это фильм не о компьютерах, а о людях; сам фейсбук на экране возникает лишь на секунды. Во-вторых, хотя весь фильм состоит из одних диалогов, а прямого экшена нет и действие происходит в стандартных интерьерах, сценарист Аарон Соркин диалоги эти сделал такими, что больше ничего и не нужно: экшен и все остальное содержатся прямо в них. Получилось очень убедительное подтверждение тому, что IT-мир состоит не только из ковыряния в коде, и драмы тут разыгрываются не менее масштабные, чем в рок-н-ролле.
Ну и главный герой замечательный — Джесси Айзенберг уже был известен по «Зомбилэнду» и «Эдвенчурлэнду», но там он выглядел лишь одним из ряда молодых актеров вроде Шайи ЛаБефа, а тут получился крайне впечатляющий нердовский образ, не менее колоритный, чем Шелдон Купер, но при этом не такой комичный и более реалистичный. Не знаю, таков ли на самом деле Цукерберг — но сыграно настолько убедительно, что в массовом сознании он теперь останется именно таким, даже если сам попытается это опровергнуть.
В итоге — отличный фильм, как для интересующихся Фейсбуком/Цукербергом, так и для просто зрителей. Зрители с этим согласны: на днях в мировом прокате, где фильм вышел 1 октября, сборы перевалили за рубеж в 100 миллионов, для фильма без суперзвезд в главных ролях (если не считать суперзвездой Фейсбук) это круто. Ну и если для всего мира это фильм о том, что они и так хорошо знают, то в России благодаря нему многие могут впервые узнать о Фейсбуке — тоже приятно будет. В общем, еще на финальных титрах в кинотеатре зашел с коммуникатора на facebook.com/thesocialnetwork и нажал там на соответствующую кнопку: