«Социальные сети: а дальше-то что?»
Раздел: Социальные сети
В общении с отечественными тружениками интернет-сферы, отмечаешь, что господствующей идеологией развития русскоязычного интернет является заимствование. И действительно, удачные отечественные проекты представляют собой кальки проектов западных. Все основания для этого есть, включая такое экзотическое, как отсутствие отечественной школы ИТ-философии {надеюсь, вы не восприняли это пафосно? :)}. Тем не менее, какие-то попытки посмотреть в будущее развития сетевых сервисов предпринимать просто необходимо. Хотя бы с целью собственного развития. И эта заметка посвящена некоторым соображениям относительно возможного пути развития социальных сетей. На сегодняшний день в основе большинства социальных сетей лежит одномерная понятийная сетка, в которой для маркировки той или иной сущности используются метки [labels] (теги [tag]). Социализация объекта социальной сети осуществляется посредством выбора соответствующей метки. При этом объекты, соотносящие себя с одними и теми же понятийными полями, образуют социальные группы. {Понимаю, заумно сказано — но ведь мы не о конкретном проекте говорим, а пытаемся абстрагироваться.} При всех возможных вариантах использования меток, их система может быть сколь угодно сложной, но остается при этом одномерной. Можно предположить, что дальнейшее развитие инструментов социализации пойдет по пути преодоления этой одномерности. В пользу этого говорит общее развитие сетевых сервисов, с течением времени предлагающее пользователю все более гибкие инструменты более точно описывающий его предпочтения, вкусы, взгляды. Будучи однажды сведены в профиль пользователя, они позволяют ему прилагать меньше усилий для поиска и использования желаемого в сети и в реальном мире. С другой стороны — с точки зрения компаний зарабатывающих на пользователе — верна та же закономерность: чем более точен и исчерпывающ профиль пользователя, тем меньше издержки на его обслуживание. Итак, мы видим двустороннюю тенденцию, направленную (говоря общими словами) на снижение усилий по коммуникации. Дальше мы вступаем в область еще более смутных догадок, задаваясь вопросом: а как будет преодолеваться нынешняя одномерность? Один из вариантов — на мой взгляд предпочтительный — наложение на понятийную сетку сетки эмоциональной. Представьте себе, что каждая сущность помечается не только с точки зрения понятия (т.е. разума, рассудка), но и с точки зрения эмоции. Эмоциональная сфера, конечно, более двусмысленна, чем понятийная. В силу того, что для разных людей формально одно и то же эмоциональное понятие может не совпадать. Чтобы эту двусмысленность нивелировать, возможно разделение всего поля эмоциональных меток по психологическим профилям человека, например по темпераменту. В результате этого мы получим, что, например, эмоция «радость» профиля «сангвиник» будет восприниматься приблизительно одинаково всеми сангвиниками, но будет отличаться от эмоции «радость» профиля «холерик». Наложение такой системы эмоциональных меток на социальную сеть поверх меток понятийных позволит более исчерпывающе описывать профиль пользователя, дает простор для новых комбинаций по поиску подходящих сообществ. И в конечном итоге сулит экономию усилий по поиску желаемого с учетом новых критериев. Также подобное уточнение профиля может быть использовано и в бизнес-целях. А насколько эта идея жизнеспособна можно будет увидеть при некотором терпении в будущем. Ну и как вам? Дата публикации: 2006-12-02 |