«Как бесплатно и быстро раскрутить социальную сеть? Рассказываю (на примере).»
Раздел: Социальные сети
Уже немного об этом писал, но вещь действительно изощренная и стоит отдельного поста. Итак, у вас есть новая суперфункциональная, но пустая социальная сеть. Пустая сеть — это всегда боль, так как смысла для юзеров в ней нет никакого. Перед вами всегда есть несколько уже известных вариантов раскрутки: — Реклама в сети в виде статей и баннеров (moikrug, odnoklassniki). — Реклама в оффлайне (odnoklassniki). — Реклама пиар-акциями «Пригласи друга» (vkontakte, comby, liveinternet). У всех перечисленных типов есть один минус — затратно. Чтобы привлечь пользователя рекламой на фоне уже раскрученных социальных сетей, нужно все больше и больше денег. Вы должны либо привлечь много инвестиций, либо сделать настолько гениальную сеть, что все сами туда побегут валом. Однако! Если у вас нет крупных инвесторов, а гениальная идея тоже куда-то запропастилась, не спешите посыпать голову пеплом. Как удалось выяснить после небольшого исследования, выход есть и очень простой. Началась история с того, что пару недель назад я получил весьма изощренный образчик спама от еще одной новой социальной сетки — факультет.ру. Сама по себе сетка — ничего нового, но спам в виде приглашения меня как маркетолога заинтересовал сильно. Наугад спросил 20 только что зарегистрировавшихся юзеров, откуда они узнали об этом сайте — у всех та же история. Отметьте, это не обычный спам в духе «Купи Виагру». Подобный спам должен быть очень хитрым. Тема письма, которое вы получаете на почту, выглядит примерно так: «Аленка Ветшанская добавила вас в друзья на сайте fakultet.ru». Оказывается, она, эта Аленка, уже практически зарегистрировала вас на неком ресурсе, так что вам остается просто зайти и указать информацию о себе. При этом ни об Алене Ветшанской, ни о подобном сайте вы и слыхом не слыхивали. Подозревая себя в старческом маразме и склерозе, вы все же из любопытства заходите на этот сайт и после долгой и нудной процедуры выколачивания из вас всей необходимой для соцсетки инфы, наконец выясняете, что никакой Алены Ветшанской Вы, конечно, не знаете. Вы уже хотите громко ругаться. Однако Аленка эта обычно имеет фотки в классном купальнике и является студенткой пафосного вуза вроде МГИМО и МГУ. Вы таете пред взором этой очаровательницы и пишете ей «Привет». После этого Вы имеете возможность пару минут пообщаться с этим ботом (который, по предположению обманутых юзеров, является одним из воплощений лысого маркетолога в отставке, хех), и пополняете базу социальной сетки. Что самое хитрое: жертв мужского пола приглашают девушки, а жертв женского пола — мужского (2-3 парня-красавца из набора). Образы должны быть тщательно составлены и быть привлекательными. На форуме самого этого сайтика новые юзеры нецензурно ругаются на спам, что едва успевают тереть админы. Одну такую более менее цензурную тему — Вас тоже пригласили сюда спамом?, где юзеры ругаются на спам, решили оставить жить, хотя я, скажем, так и не смог добавить туда ответ (видимо, закрыли). Итак, какой он, спам 21-ого века. Полазив по этой теме, а также по страницам приглашающих ботов, я узнал, в частности, о том, откуда они берут адреса жертв. Понятно, что если вы начнете спамить обычной спам-рассылкой по одной из продаваемых спам-баз, вас заблеклистят через день. Кроме того, рассылая спам по обычной базе, вы имеете шанс нарваться на какого-нибудь занудного старпера или, чур меня, юриста, который слышал о статье 13.25. Традиционный спам — слишком рискованная штука, забудьте. Поэтому делают они следующим образом. Спамер (=маркетолог, либо сам админ или владелец ресурса — кто угодно) ставит себе популярную среди ламеров программу Агент Mail.ru. После установки он жмет на «Добавить контакт» и ищет все контакты нужного возраста, пола и региона. Результаты вылаливаются ему — в чем вы думаете — ОТКРЫТЫХ ПОЧТОВЫХ АДРЕСАХ НА MAIL.RU! Когда я впервые это увидел, у меня появилось ощущение, что все, кто тратит деньги на традиционную интернет-рекламу,- ничего не понимающие дилетанты. Вот где настоящий клад — совершенно бесплатная спам-база, где вы можете таргетировать целевую аудиторию по всем основным параметрам! Ну что может быть эффективней? Реклама в метро? Пффффф! :) Стал копать дальше. Оказалось, что ресурс этот занимается спамом достаточно давно, но раньше они пробовали рассылать спам не через Mail.ru, а через обычные базы, и юзеры гундели чаще. Один из участников Хабра еще 2 месяца назад публиковал заметку Fakultet.ru раскручивается с помощью изощренного спама. Конечно, и сейчас в блогосфере то и дело возникают недоуменные вопросы жертв: приходчто это? попытка раскрутки, или еще чего похуже?, Лохотрон часть вторая, но кому есть дело до отдельных жалоб? По-видимому, Mail.ru ничего делать по этому поводу не будет (как объяснил один из их пользователей: «Агент Mail.ru и был создан для спама»), а спамеры в конечном итоге достигают своей цели — репутация портится, но база пополняется. Поэтому можно говорить о возникновении еще одного вида раскрутки, грязного, но видимо работающего. Почти забыл — немаловажная деталь. Чтобы рассылать спам в виде приглашений открыто и нагло, вам необходимо некое прикрытие в случае наезда почтовиков. Ведь юзеры вроде меня хоть и страдают маразмом, а кнопочку «Пожаловаться на спам» жмут. Поэтому вам всегда нужен вариант для того, чтобы оправдаться и свалить все на юзеров — мол, это не три наших бота, это тут наши ретивые юзеры приглашают сюда тысячи людей. Сгодится любое прикрытие, чтобы свалить спам на самих юзеров. В данном случае владельцы ресурса не стали ломать голову: есть некие «споки», на которые можно дарить друг другу виртуальные цветочки. Споки дают за приглашения. Если что — это не мы, это три трудолюбивых юзера спамят несколько часов в день, чтобы иметь возможность дарить 100 тысяч виртуальных цветочков. Тут будет неважно, что юзер на более посещаемом privet.ru за совершенно реальный Apple iPhone приглашает на сайт в сто раз меньше друзей, чем Аленка Ветшанская за возможность дарить цветочки другим девочкам и мальчикам. Важна не правдоподобность, а сам факт наличия отмазки, за которую можно спрятаться в случае проблем и утихомирить почтовиков. Потому что бан домена со стороны Mail.ru — смерть любого проекта; в детали они вникать не будут, но более менее правдоподобная отмазка может прокатить. Что еще привлекло внимание, спамят регулярно где-то с 10 утра до 5 вечера и только в будни (именно в это время жертвы получают тысячи приглашений, причем, судя по отзывам, один человек может получать 3 и более приглашений на сайт от ему неизвестных людей). То есть речь идет либо о найме пары-тройки сотрудников, либо о привлечении услуг отдельной спамерской конторы, коих развелось немало. База сайта в течение выходных дней в наблюдаемый мной период практически не росла (что забавно с учетом того, что целевая аудитория ресурса — студенты, у которых сейчас период каникул. Получается, без спама на ресурс никто не идет). Но как именно вы будете это делать — через своих сотрудников или через спам-агентство — не имеет значения. Главное — принцип. Принцип, который меня поразил своей простотой, наглостью, и относительной дешевизной. Подводя итог, коллеги, есть ли серьезные минусы у этого нового вида спама? Новое слово в раскрутке или игра на грани фола? UPDATED 0:28 6.07.2007: В свете появления внизу несколько странных комментариев от лиц, работающих в факультете.ру, спешу извиниться перед ними и заверить, что пост был написан не для того, чтобы «очернить» их труд. Если у уважаемых господ возникнет ощущение, что что-то из вышесказанного носит клеветнический характер, буду рад предоставить мои паспортные данные для того, чтобы можно было подать на меня в суд за клевету: предлагаю это с готовностью, ведь факт спама могут подтвердить десятки тысяч спамополучателей, и ответить за любое из своих слов мне будет несложно. В остальном прошу помнить, что меня больше интересуют пиар-ходы, чем все эти новомодные социальные сети и возня между ними. Дата публикации: 2007-07-05 |