«Какова она социальная сеть нового образца?!»
Раздел: Социальные сети
Уже некоторое время в Интернете циркулирует информация о социальной сети нового поколения от Google SocialStream. Звучит многообещающе, но, по сути, данный проект является скорее агрегатором, нежели полноценной социальной сетью нового образца. SocialStream позволяет вам связать ваши коммуникации из различных источников в едином пространстве. Скажем, вы видите на своей странице обновления фотоальбомов ваших друзей с Flickr и Picasa, видео с Youtube, новые сообщения друзей с популярных блоговых сервисов. На обошедшем Сеть малоразличимом скриншоте с сайта университета Карнеги (http://www.hcii.cs.cmu.edu/M-HCI/2006/SocialstreamProject/index.php) не видно никаких особенных нововведений, что могло бы отразить новые тенденции и моду для социальных сетей. Я бы отметил лишь два специфичных виджета: список контактов и календарь событий. Причем первый – фактически калька Google Talk, зарекомендовавшего себя в Gmail. Параллельно со слухами о SocialStream муссировалась информация о проекте Yahoo! Mash. С недавних пор интерес к последнему возрос в связи с началом публичного тестирования. Я вчера нежданно обнаружил инвайт в почте от контакта с Yahoo! 360. Любопытство взяло вверх и я на скорую руку заполнил профиль mash.yahoo.com/dsheiko. Надо отдать должное разработчикам Mash, они таки абстрагировались от клеше в сфере разработки сервисов социальных сетей и попытались создать что-то новое. Суть сервиса – предоставить вам вашу личную страничку в Интернете, эдакую визитную карточку, посредством которых, виртуальные друзья обмениваются друг с другом. Само собой есть специальный механизм для коммуникаций с друзьями, наблюдения за их активностью. В этом нет ничего нового. Незамысловатая проекция простых потребностей человека в социуме (презентовать себя, наладить общественные отношения) на Веб. Но вот что мне показалось свежим решением – изначально виртуальное пространство, которое вы получаете под свою опеку исключительно аскетично. Всего несколько вопросов и тегов, характеризующих вас как личность, доска для самовыражения и список друзей. Все остальное как оформление, так и приложения вы добавляется на страницу по своему желанию. Как показывает опыт MySpace — страсть широких масс к захламлению своей страницы безвкусицей не имеет границ. Сервис Facebook в свою очередь демонстрирует, что нет смысла разработчикам самим писать новые приложения для проекта, эту задачу можно поручить пользователям. Yahoo! Mash учел обе тенденции в лучшем виде, плюс к тому, добавил также возможность манипулировать блоками страницы подобно как в Netvibes. Однако то, что меня особенно удивило, Mash позволяет (при желании вы можете отключить эту опцию) вашим друзьям редактировать вашу страницу. Когда я осознал это факт, мое сознание какое-то время отказывалось следовать данной логике по инерции. Однако затем мне представилось как типичная представительница новой волны интернет-пользователей, в полной мере владеющая лишь ICQ, просит знакомого настроить ей личную страничку. По мере того как в ее профиле Mash появляются новые RSS-ленты, видео на доске, гаджеты настраиваемых приложений и гламурные фоны ее чело озаряет безграничная радость. Первое что она сделает затем – разошлет ссылку на эту страницу (то бишь на сервис Yahoo! Mash) всем своим неисчислимым знакомым. Можно сказать — мечта для промоутера стартапа. Но это еще не все. Разработчики добавили в изначальный состав страницы физиономию домашнего любимца. Это что-то вроде тамагочи. Его можно кормить, лелеять, бутузить и даже убивать. Уверен описанная выше «блондинка в Интернете» частенько будет возвращаться на свою страницу, дабы покормить и холить своего питомца. А когда выяснить что его могут кормить и друзья – всем им будет выдано соответствующее распоряжение. Потенциал вовлечение в сервис впечатляющий. К минусам сервиса я бы отнес вопросы раздела “About me”. Сама по себе попытка дать представление о человеке заслуживает уважения, но реализация, по-моему, провальная. Если на сервисах типа MySpace от пользователя требуют «опиши себя» (можно подумать, это так просто сделать, если, конечно, не описывать буквально), то здесь мы видим список вопросов из разряда тех, что любят задавать в интервью при устройстве на работу в западных компаниях. Едва ли они поощряют пользователя к заполнению. Давайте подумаем, к чему вообще все эти социальные сети? Предполагается, что они должны помочь пользователю обрести новых друзей. Они должны помочь выбрать среди миллионов только тех людей, которые реально интересны пользователю. На MySpace по-прежнему есть армия пользователей, для которых единственным критерием при выборе друга является фотография в профиле. Они особенно не ищут смежные интересы и тому подобное. Они используют сервис как службу знакомств. Те же, кто заинтересован в расширении круга общения в сфере личных или профессиональных интересов желают, прежде чем начать общение понять, что представляет потенциальный собеседник, будет ли он интересен, стоит ли вообще тратить на него время. Т.е. должна быть соответствующая информация в профиле пользователя. Как ее получить? Мне попадалась реализация сети, где предлагалось 5 десятков вопросов, на языке практикующего психолога. Это скучно не только заполнять, но и читать. У пользователя стоит запрашивать что-то, на что ему легко ответить, где ему не придется ломать голову над формой и последовательностью подачи, что-то более близкое к живому общении. Ну, представьте себе – вы беседуете с человеком и он вам: «опишите себя». Было бы куда проще, если бы в профиле пользователя были вопросы типа «Расскажите о каком-нибудь запомнившемся случае из вашего детства / произошедшем с вами за последнее время ». Под ответом можно оставить кнопку для посетителей профиля «Расскажи о СВОЕМ случае». Тогда это будет похоже на ветку живого общения. Как в реальной жизни незнакомые люди (скажем в купе поезда) по началу не решаются общаться, но стоит кому-нибудь о чем-нибудь рассказать, как все включаются со своими аналогичными историями. Общение оживает, каждый участник открывается, становиться ясно кто вам ближе по духу, кто вовсе не интересен. Судя по нынешним заявкам, рано или поздно легкость живого общения будет воссоздана в социальных сетях. Как это будет сделано? Кто его знает, поживем — увидим. Дата публикации: 2007-10-19 |