«Чем вкладчики социальных сетей хуже банковских?»
Раздел: Социальные сети
Всё больше сейчас появляется материалов о правах и обязанностях пользователей социальных сетей. Даже о профсоюзе пользователей социальных сетей пошли разговоры. Однако мало где в полный голос ставится вопрос о правах информационных вкладчиках. Больше об обязанностях. Об одном из этих прав – праве блоггера не отвечать на комментарий я уже говорил. А теперь хочу поговорить о другом праве – праве автора не быть объектом субъективных оценок и оскорбительных комментариев. И связанной с этим обязанностью владельца любого социального ресурса защищать это право своих информационных вкладчиков. Среди ярлыков, которые иногда на меня навешивают, был и «обиженный вкладчик». Такое определение мне сначала показалось не совсем удачной аналогией, связанной с финансовыми авантюрами «смутного времени». Однако совсем недавно я вдруг понял его глубинный смысл. Не знаю, имел ли в виду это сам автор этого «термина», но смотрите сами. Ведь каждый блоггер, по сути дела, вкладывает то, что сейчас принято величать контентом, в некоторый всемирный информационный банк. Зачем он это делает, и кому это нужно — вопросы отдельные, но сам факт вклада остаётся неоспоримым. Людей, способных породить оригинальный контент, очень немного; говорят, не более 10% от всех пользователей социального Интернета. Я сейчас не буду затрагивать вопрос оплаты информации, усиленно поднимаемый многими. Некоторые из них говорят даже, что это и будет основным качеством Веб3.0. Не знаю, но уверен, что в определённой мотивации своего труда авторы в социальных сетях всё-таки нуждается. И минимум, на что надеется любой нормальный человек, независимо от того, напечатал ли он развёрнутую статью в своём блоге, сделал ли маленький комментарий в чужом, выступил ли на форуме или разделил интересную ссылку с другими пользователями, снабдив её аннотацией, так это на уважительное отношение к своему «вкладу». Кстати, в Clear Space все контентоносители так и называются вкладчиками (contributors). Но ведь любой информационный вкладчик имеет какой-то свой интерес, запуская информацию в социальные сети, скажет читатель. А за интерес можно и пострадать. Не буду спорить. В очень многих случая это так – тот или иной интерес имеет место быть. Однако и банковский вкладчик, как правило, вкладывает свои кровные не из благотворительных соображений. Интерес имеется. И тем менее банкиры вкладчиков очень уважают. Почему это происходит, думаю, даже не стоит пояснять. А чем собственники социальных ресурсов отличаются от банкиров? Почему же они в большинстве своём так не уважают своих вкладчиков? Я хорошо понимаю, что администраторам этих ресурсов трудно за всем уследить, даже с помощью НЛО:). Но почему, например, в том же Хабре не передать функции наведения порядка модераторам каждого коллективного блога? Ведь коллективный блог – это по сути дела сообщество единомышленников. Почему же я как смотритель этого блога не могу закрыть его для комментариев от лиц, не прописанных в коллективном блоге? И почему я не могу вывести из блога любого участника за грязные комментарии? Всё, что сегодня мне позволяет Хабр, так это закрыть коллективный блог для новых заметок (топиков) от лиц, не являющихся его участниками. Правда, любой участник блога может сделать закрытую публикацию. Но этим мало кто пользуется, так как заметку в таком случае никто чужой даже не сможет прочитать. А все заинтересованы в привлечении новых читателей. Другими словами, в коллективном блоге должно действовать следующее правило: «Читать – пожалуйста, а вот право на комментирование надо ещё заслужить». Более развёрнутый текст этой заметки со всеми необходимыми ссылками находится в моём iTech Bridge блоге. Дата публикации: 2007-10-15 |