««Социальная Сеть»: полный обзор фильма от Mashable»
Раздел: Социальные сети
Внешне фильм «Социальная сеть» – это история проекта Facebook – сайта, созданного в Гарвардском общежитии в 2004 году, который предопределил то, как мы будем взаимодействовать и общаться друг с другом в 21 веке. По своей сути фильм о социальной сети – нечто большее, чем просто история одного сайта. Работа представляет собой взгляд со всех сторон на успех, неудачу и проявления самолюбия и жадности. Фильм, по всей видимости, основан на реальных событиях с участием реально существующих людей. Говорят, многие истории и персонажи были придуманы специально для проекта. В ближайшие недели будет много обсуждений о том, насколько точно или неточно фильм отражает первый год работы Facebook. Хотя, в конечном счете, эти отличия и неточности не столь важны. В любом случае кинематографическая версия истории Facebook будет отражать накопленные знания, подобно Пиратам Силиконовой Долины, отразившим неофициальную историю компаний Microsoft и Apple для поколения пользователей. С кинематографической точки зрения, фильм «Социальная Сеть» не отображает точные факты. Он представляет собой вымышленный рассказ. НачалоФильм начинается с одной из значимых сцен, в которой девятнадцатилетний Марк Цукерберг общается со своей девушкой. Цукерберг, которого блестяще сыграл Джесси Айзенберг, говорит очень быстро, постоянно меняя темы, на что его спутница восклицает «Свидание с тобой похоже на свидание с эскалатором». Во время разговора Цукерберг, сам того не осознавая, обижает свою девушку, принижая ее умственные способности и будущие перспективы. Достаточно выслушав, она принимает решение разорвать их отношения и начинает его отчитывать. Диалог в этой сцене, на радость поклонникам продюсера Аарона Соркина, напоминает лучшие моменты сериала «Западное Крыло» или «Ночь Спорта». Эта сцена является одной из ключевых, которую Соркин внес в сценарий. Она отчасти взята из книги Бена Мезрича «Случайные Миллиардеры». В ней аудиторию знакомят с Марком, замечательным парнем, который, однако, очень не уверен в себе, неуклюж и замкнут. В книге автор поясняет мотив создания проекта, предшествующего Facebook, под названием Facemash. Facemash – проект, для студенток Гарварда (и тех, кто озлоблен на всех женщин, после расставания), основанный на принципе Hot or Not (сервис знакомств, в котором можно не только познакомиться с новыми интересными людьми, но и выставлять оценки исходя из фотографий пользователей системы (от 1 до 10 баллов). Создав этот проект, Марк взламывает университетскую сеть, в связи, с чем у него возникают проблемы с администрацией, после чего его выгоняют из университетского городка. После инцидента на Марка обращают внимание два красивых, спортивных и привилегированных близнеца Кэмерон и Тайлер Уинклвосс. Близнецы, роль которых сыграл актер Эрми Хаммер, с товарищем Дивьей Нарендрой вынашивают идею создания социально сети знакомств для жителей Гарварда. Они предлагают Марку работать над кодом. Марк с готовностью соглашается. Идея создания сайта знакомств наводит Марка на более серьезную – этой идеей и становится создание Facebook. Сотрудничая со своим лучшим другом – финансистом Едуардо Савериным, которого играет Эндрю Гарфилд, Марк создает Facebook. Проект, словно вирус, распространяется в сети, вовлекая все большее число пользователей. Те из нас, кто зарегистрировался в Facebook в первые дни его существования (полагаю, я присоединился в Январе 2005 года), могли наблюдать стремительное развитие возможностей проекта. Одной из интересных особенностей Facebook’а, сайта, изначально привлекавшего своей престижностью, основанного на своей эксклюзивности (было необходимо иметь e-mail на домене «edu» от школ, его поддерживающих, и специальное приглашение от другого пользователя), являлось его быстрое распространение. Подобно проекту YouTube, который появился годом позже, Facebook прошел за очень короткий промежуток времени путь от никому неизвестного сайта до проекта, о котором знают практически все. Как и его персонаж, Джесси Айзенберг неподражаем. Я ожидаю увидеть его имя среди номинантов на звание лучшего актера, когда настанет время присуждать награды. У него получается заставить зрителей сочувствовать главному герою, но не жалеть его – это действительно большая разница. Марка можно было сыграть жалким, нелюдимым гением. Айзенберг не стал этого делать. Актер сумел сыграть многогранного человека, хотя скорбный образ мы видим всего один раз, а именно в последние 5 минут фильма. То, как он говорит, его взгляд, походка и движение тела – это поистине одно из лучших исполнений в 2010 году. Второе действиеПо мере развития истории акценты фильма меняются. Многие изменения происходят в настоящее время, где Цукерберг, Саверин и близнецы Уинклвосс делают заявления по поводу различных исков, связанных с владением проекта Facebook. Подобно фильму «Зодиак», снятого Дэвидом Финчером в 2007 году, в сценарии Социальной Сети используются эти судебные процедуры. Структурно, это – интересный прием, который хорошо подходит для этой особенной истории. Известно, что режиссер Финчер в своих работах использует едва различимые цвета и оттенки (начиная с Бойцовского Клуба и заканчивая Загадочной Историей Бенджамина Баттона). Цвет – одна из самых ярких отличительных особенностей работ Финчера. В Социальной Сети он использует легкие цветовые комбинации для каждого персонажа. Они едва различимы, но оказывают влияние на восприятие. Во втором и третьем действиях в основном описываются значительный подъем проекта Facebook и параллельно с этим ухудшение дружеских отношений между Марком и Эдуардо. Актеру Эндрю Гарфилду особенно удалось вызвать сочувствие зрителя. Он – самый родной персонаж, но нельзя сказать, что он – герой. Наоборот, не смотря на то, что он, исключенный из одной из самых крупных компаний последнего десятилетия, вызывает сочувствие, становится понятно, что если бы Эдуардо Саверин руководил Facebook’ом, проект не был бы таким, какой он сегодня. Однако не все лавры достались Цукербергу. Шон Паркер, основатель файлообменной пиринговой сети Napster, чью роль сыграл Джастин Тимберлейк, способствовал тому, чтобы Facebook приносил деньги. Тимберлейк – очень талантливый вокалист, и его сольная карьера намного богаче, чем актерская. Но, не смотря на это, исполняя роль Паркера, плей-боя, который имеет много связей и оценивает Facebook, как следующий Napster (с учетом культурных изменений), Тимберлейк очарователен, надежен и правдоподобен. Тимберлейк хорошо сыграл роль, но тем не менее его персонаж кажется нечто большим, чем просто герой фильма. Его основная задача – способствовать тому, чтобы Цукерберг отправился в Пало Альто летом 2004 года. Этим летом Facebook сделал очередной рывок и стоял на грани приобретения большой популярности. После этого лета было ясно, что Facebook был на пути к безудержному успеху. Фильм заканчивается внезапно, что не совсем ожидаемо, однако это не противоречит основной его теме. Эта история о первом годе Facebook’а. История развилась, но на этапе, когда закончился фильм, сайт Facebook все еще был сетью для колледжа, у него не было приложений, он еще не обогнал MySpace. В действительности фильм заканчивается на том этапе, с которого остальные могли бы только начать. ИтогНеоспоримым фактом является то, что к маю 2005 года, спустя год и пару месяцев со дня основания www.facebook.com, в проекте уже зарегистрировались 2.8 миллиона пользователей, было получено13 миллионов долларов. Через 6 лет сайт перестал быть ориентированным на колледж; проект стремительно преобразился, и в нем стали регистрироваться все больше и больше людей со всех уголков земли. Я не уверен, можно ли назвать Facebook следующим Гуглом, но он точно содержит в себе дух времени эры компьютера и коммуникаций. Невозможно оспорить и тот факт, что Facebook окажет сильное влияние на будущее. Во время просмотра меня поразили 2 обстоятельства: 1) Как быстро все происходит. Кажется невероятным, что большинство знаменательных событий в фильме произошли в течение полутора лет. 2) Мне снова вспомнилось, какими молодыми мы были в первые дни существования Facebook’а. Я продолжаю размышлять над этими обстоятельствами, потому что я думаю, они отражены в истории. Внешне, это рассказ о жадности, эгоизме и о том, как деньги и слава меняют людей. И все это правда. Однако, в более широком смысле, я думаю, это также история о том, что происходит, когда успех буквально за ночь обрушивается на людей, которые даже еще не закончили колледж. Как это может не изменить их? Как может не повлиять на отношения и верность? У грандиозного успеха и возможности изменить мир есть своя цена. Зачастую этой ценой является дружба. Это справедливо как для продавцов всяких безделушек, так и для создателей социальных сетей. Эту идею подчеркивает искусно подобранный подзаголовок к фильму: «Невозможно прибрести 500 миллионов друзей, не приобретя хотя бы пару врагов». Информация о фильме, подсказал gefix Дата публикации: 2010-10-04 |