«Революция социальных платформ –2: Электронная коммерция и агенты влияния»
Раздел: Социальные сети
Эта заметка, полный текст которой находится в моём iTech Bridge блоге, продолжает нашу беседу о новом витке развития социальных платформ, что это за виток и почему я называю его революционным. На прошлой неделе CNN –совский Time.com назвал десять топ-сайтов уходящего года. Список возглавил социальный ресурс Lemonade.com. Запущен он был только в сентябре. Почём виртуальный лимонад? Сервис простой, «как валенок». Зарегистрировавший пользователь, создают свой прилавок (так в этом случае лучше всего перевести слово stand) – один или несколько. Затем из предложенного перечня выбираются приглянувшие ему (ей) товары, которые и размещаются на прилавке. Выбранный товар вы можете снабдить комментарием. Пользуясь виджеткой (widget), товар дополнительно может быть размещён в блоге или профайле «розничного торговца». Вы можете такжесообщить о ваших прилавках и размещённых на них товарах своим виртуальным друзьям. А деньги где, спросите вы? А почти так же, где предлагал их найти один хабрагражданин по имени slava7 (что-то аналогичное было и в Хабре). Ещё тогда, когда о Lemonade никто не слышал. Вот, как происходит монетаризация в Limonade. Генерируются два типа доходов. Первый – «за продажу». В зависимости от стоимости товара «торговец» получает от «оптовика» комиссионные в размере от 5 до 10% этой стоимости, если кто-то «купит» его, т.е., выставит этот товар уже на своём прилавке. Среди оптовиков такие известные компании, как Apple, Wal-Mart, Land’s End и другие. Второй тип дохода – более традиционный для рекламного бизнесе: что-то типа «плата за клик» по товару, выставленному на прилавке «розничного торговца». Платит опять «оптовый торговец». Весь доход делится между пользователем и сайтом в отношении 80:20. Платежи осуществляются через PayPal, обращение к которому «встроено» в сайт. Правда, действительно, всё очень просто? Легко догадаться, кто является основным пользователем этого социально-коммерческого ресурса. Виртуальный «лимонад» продают ровесники тех, кто делает свой маленький бизнес на торговле реальным лимонадом. Ну, а теперь –к делу… Агенты влияния Lemonade окончательно встал на ноги после того, как было создано одноимённое приложение к FaceBook (внимание: для того, чтобы выйти на приложения FaceBook, от вас могут потребовать регистрации в базовом сайте!). Только за месяц «знаменитый» партнёр дал более 30% всех пользователей нового e-commerce ресурса. И основной прирост пользователей продолжает идти именно отсюда. А то, что граница ещё очень далеко, говорят такие цифры: если приложение Lemonade сегодня посещают около 300 тыс.пользователей FaceBook, то для более «старых» приложений таких, например, как Books iRead и Where I've Been ) — эти цифры уже составили, соответственно, 700 тыс. и более 1,5 млн. Кстати, по достижению рубежа, примерно, 1 млн.пользователей приложение Where I've Been и было продано за $3 млн туристической компании TripAdvisor. Хочу обратить ваше внимание, что приложение Lemonade, как и два других названные выше приложения, выполняют, по сути дела, роль агентов влияния в массовом ресурсе, который в терминологии Open Social называется контейнером. Благодаря тому, что и в FaceBook, и в Open Social end-front часть приложения работает на сервере заказчика, ему не представляет большого труда всю разработку приложения свести к созданию новой клиентской части. Она то, собственно, и выполняет роль агента автономного социального ресурса заказчика. База данных и регистрация пользователей при этом оказывается единой как в самом ресурсе, так и в его агенте. Читатель легко убедится в сказанном, если поработает одновременно с Lemonade.com и с его приложением в FaceBook. Можно только строить предположения, сколько потребовалось бы времени тем же Limonade, Books iRead(Ugenia) и Where I’ve Been для раскрутки своих социальных ресурсов, не воспользуйся они услугами агентов влияния. Ведь, как утверждает Gardner, главная проблема, стоящая сегодня перед «социальными» стартапами, заключается в нежелании пользователей покидать уже существующие сети, такие как Facebook и MySpace. Ещё раз к вопросам о специфичности стартапоского бизнеса и не только российского. Рискуя опять навлечь на себя гнев апологетов специфичности российского рынка (см. мою дискуссию с ними здесь), не могу всё-таки удержаться от ещё нескольких цифр «на закуску». Начиная с запуска своего сайта (сентябрь этого года) к началу декабря Lemonade получил от 50-и венчурных ангелов дополнительные инвестиции в размере $3 млн. Tomas Zawacki, совладелец ресурса, надеется собрать ещё несколько миллионов до конца января 2008г, после чего предполагает закрыть текущий инвестиционный раунд. Интересно, а на какие инвестиции мог бы надеется Лимонад.ру? А, теперь уже к совсем другой дискуссии: получили бы основатели этого стартапа, вообще, какие-нибудь инвестиции, не будь они известными в своих кругах менеджерами? И какой бизнес-план им бы помог? Но здесь уже речь идёт не только о российском бизнесе… Следующую заметку цикла я планирую посвятить скучным, но, думаю, необходимым вопросам классификации социальных платформ. ВНИМАНИЕ: указанная классификационная заметка будет доступна только участникам коллективного блога «Интеллигентный социальный веб» (уже опубликована!). Напоминаю, что полный текст заметки (со всеми необходимыми пояснениями и ссылками), которую вы сейчас просмотрели, находится в моём iTech Bridge блоге. Дата публикации: 2007-12-24 |