Каждый основатель или владелец социальной сети рано или поздно задумывается о том, какую пользу он сможет извлечь из ее существования.
Польза может быть как прямой, так и косвенной. Но тема прямой выгоды интересна сама по себе – и тем, кто уже имеет, и тем, кто только создает, и тем, кто еще только задумывается. И даже просто участникам.
В этой статье я хочу описать известные мне возможности монетизации различных социальных сетей.
Итак, основными возможностями по монетизации социальной сети являются:
1. Реклама
2. Платные сервисы
3. Статистическая информация.
Рассмотрим подробнее каждый пункт. Реклама.
Большинство сайтов в сети под рекламой подразумевают в основном медийную рекламу — баннеры и заметки в новостях. Но социальная сеть отличается от других сайтов тем, что может классифицировать свою аудиторию.
В последнее время набирает обороты таргетированная реклама. Это реклама, нацеленная только на необходимую вам целевую аудиторию.
Таргетинг, как правило, проводится
• на основании информации пользователя о себе
• с учетом контекста
• с учетом географии.
Пользовательский таргетинг.
Какой бы ни была ваша сеть (в стадии разработки или уже популярный портал), вы всегда можете задать себе вопрос: какую информацию с учетом тематики портала пользователи сети могли бы оставить о себе? И как именно эта информация позволяет классифицировать их по потребностям?
Чаще всего пользовательский таргетинг используется в социальных сетях, где одной из основных целей коммуникаций является самопрезентация участника (например, сайты знакомств, Одноклассники, Вконтакте и т.д.).
Пользовательский таргетинг обычно проводится на основании информации, которую:
• Пользователь оставил о себе сам
• Которую собрали исходя из его поведения на сайте.
Контекстный таргетинг.
Здесь целевая аудитория отбирается в зависимости от контекста ее действий. Обычно это разделы с различной информацией, которые позволяют отследить, что именно интересует пользователя в данный момент.
Можно также упомянуть географический таргетинг, но он, как правило, сейчас используется в сочетании с контекстным либо пользовательским.
Платные сервисы.
Изучая характер потребностей пользователя, которые он удовлетворяет в этой социальной сети, вы можете выделить те, за которые он готов платить.
Потребности я разделила на те, которые служат:
• для развлечения (например, комплименты)
• для организации какой-либо деятельности (например, дополнительные возможности поиска, доступ к информации, связь с клиентами)
• для решения вопросов презентации (например, сайт-визитка)
Отмечу, что в наших реалиях люди проще всего расстаются с деньгами, если это удовлетворяет их деловой интерес, а развлечения пока еще находятся в конце списка приоритетов.
Статистическая информация.
Развитая социальная сеть является очень ценным источником статистической информации. Но даже если вы еще в начале своего развития, имеет смысл задуматься о том, какая статистическая информация может быть интересна различным организациям. Здесь алгоритм действий такой же, как и при определении таргетинга для рекламы. Единственное отличие заключается в том, что вы собираете информацию не для того, чтобы людям что-то предложить, а для других различных целей – исследований и т.п.
Напоследок, моя рекомендация для аналитиков – не спешите создавать сложный «инструментарий» для статистики или рекламы, просто заложите возможность сбора такой информации и подумайте о том, чем вы сможете привлечь потенциальных пользователей.