«Восход гео-социальности в играх»
Раздел: Социальные сети
Вы уже слышали о разворачивающейся войне за рынок в $12.7 миллиардов, в которой Facebook проиграл первый раунд? Добро пожаловать в эру гео-социальных сервисов и игр. Этот голубой океан подогревается с одной стороны рекламным рынком — таргетинг рекламы в реальном времени здесь-и-сейчас дает даже больше возможностей, чем информация из профиля в фейсбуке. А с другой стороны активно интересуются гео-социальным рынком большие ритейлеры и маленькие бизнесы, которых не устраивает эффективность существующих маркетинговых каналов. Казалось бы, а при чем тут игры? Но Foursquare, лидер среди чекин-сервисов, быстро вырос в том числе и на игровой механике достижения и удержания статуса «мэра». Гео-социальные игры могут стать точкой самого бурного роста и так переживающей вторую молодость индустрии мобильных развлечений. Для одного из моих личных проектов я делал обзор, которым и хочу с вами поделиться. ГеосервисыВсе гео-сервисы построены вокруг чекина — объявления пользователем своим друзьям или всему миру где именно он находится прямо сейчас. Чекины происходят не по географическим координатам, а в привязке к местам и событиям — в Старбаксе на Тверской, на концерте Ранеток, или в своей уютной комнате. И разумеется со смартфона чекиниться можно быстро и везде, обычно в радиусе 500 метров от физического местоположения. Android, iOS и все мобильные платформы, webПатриарх отрасли и прародитель мании борьбы за мэрство — кто чаще всего чекиниться на объекте, тот и становится мэром. Для пользователя сервис дает возможность «локального» общения в контексте магазина, ресторана или любого другого места, и вполне очевидного социалайзинга. Главная цель — дать живую информацию о локальных заведениях недалеко от места где я сейчас. Фишка: возможность создавать свои приложения поверх 4SQ и использовать открытый API, в том числе базу объектов и бизнесов. Стоит позаимствовать: очень удобное управление профилем, друзьями. Android, iOS, webГлавный конкурент Foursquare, сделавший ставку на коллекционирование предметов при чекинах. Бизнес модель компании была в сближении реальных и виртуальных товаров, следующий шаг к играм после ролевых элементов мэрства из 4SQ. Gowalla технически была первым гео-социальным сервисом, и первой же компанией, открывшей самый главный миф location-based индустрии: на самом деле пользователь не хочет быть гео-привязанным. Так что чекиниться в Gowalla можно было где угодно, хоть на луне. Год назад эта фича чуть было не склонила чашу весов против Foursquare, но увы — команда была продана фейсбуку, а сервис будет закрыт. Фишка: предложение пользователю гида по городу, сборников рекомендаций Стоит позаимствовать (пока сервис еще доступен!): мобильный интерфейс — очень чистый, приятный, отзывчивый. Android, iOSЗаточенное под взаимодействие с локальными бизнесами гео-информационное приложение. Есть интересные игровые фишки — приключения, задания, клады. У разработчиков получилось сильное и хорошее взаимодействие с реальностью. Идея — сделать игровое приключение в реальном мире, с реальными местами, товарами и компаниями. Для бизнесов сервис дает много возможностей привлечения траффика. Все игровые задания связаны с действиями в реальном мире. Фишка: Возможность людям самим создавать «треки» — наборы для чекинов и выдавать за них призы. Стоит позаимствовать: одновременные действия с друзьями и активное использование акселерометра для действий. Android, iOS (недоступно в России)Успешно запущенный в штатах сервис для покупателей, основанный на модной сейчас теме геймификации бизнеса. Шоппинг превращается в сбор наград, зашел в магазин — получил 25 плюшек, отсканировал штрих-код товара дня — получил еще 100. Плюшки обмениваются на подарочные сертификаты, фейсбук кредиты, телевизор Sony или консоль XBOX 360. Фишка: как и групон, сервис капитализирует в первую очередь себя Стоит позаимствовать: цепочки заданий и сбор коллекций товаров в реальных магазинах Этот сервис, как и некоторые другие дальше в статье, недоступен с российских телефонов. Так что для iOS понадобятся танцы с американским iTunes аккаунтом а для андроида поможет только root и взлом региона. Я поступил проще — купил второй андроид прямо в штатах :)В заключение про гео сервисыСуществует масса других сервисов помимо четверки победителей, в которых я не нашел ничего интересного кроме стандартного набора «чекины-комментарии-друзья» или «чекины-скидки-предложения-награды». Поэтому одной строкой, для справки: Bizzy, Buzzd, Loopt, Aka-aki, Rummble, InCrowd, Geodelic. Помимо покупки фейсбуком Gowalla в индустрии также было несколько вялых exit'ов: Whrrl (куплен групоном), Where.com (куплен eBay), Brightkite (куплен Limbo). Я назвал их вялыми, потому что все кейсы — это покупка команды и обычно закрытие проекта. По мнению большинства обозревателей, гео-сервисам недостает так модного в стартап-среде traction, что наглядно показал опыт прикрытого Facebook Places — массовый пользователь не понимает смысла, пользы и фана в чекинах. И текущее поколение гео-сервисов может остаться уделом фриков. Игры же интуитивно привлекательны для пользователей, и возможно именно играм предстоит откусить львиную долю пирога в $12.8b, с которого я начал обзор. Гео-социальные игрыНовое поколение игр активно использует в своей механике реальный мир — карту (чаще всего Google Maps), места и объекты (Foursquare, Google Places), реальное местоположение и перемещение игрока (GPS), данные из реального мира — погоду, цену на недвижимость, штрих-коды товаров. И наиболее интересные из таких проектов — онлайновые, позволяющие населить виртуально-реальный мир игры живыми людьми, с которыми и против которых играть значительно интереснее. Гео-социальные игры не похожи ни на обычные игры, в силу уникальности мира и механиками на взаимодействие с реальностью, ни на «социалки» с их предельно казуальным собирательством и обязательным ежедневным спамом по друзьям. iOS (недоступно из российского аппстора)Пожалуй, самый необычный и визуально впечатляющий проект. Единственная игра со своей стильной реализацией трехмерной карты мира на основе данных OpenStreetMap. Игра хардкорна и сделана настоящими программистами, так что зубодробительная сложность и кривой интерфейс прилагаются, однако все сделано с душой и можно простить многое. Интересно, что ребята решили оставить достаточно жесткую гео-привязку к текущему местоположению. Перелет из Москвы к примеру в Хельсинки и обратно занимает 2 дня, что фактически ограничивает игровое пространство своим текущим городом. По механике игра — классическая ММОРПГ, где надо прокачиваться на заданиях и монстрах. Но и мир и интерфейс очень оригинальны, не похожи ни на что существующее. Социальность сделана правильно — с самого начала все разделены на друзей и врагов, конфликт мировой войны поставлен во главу угла. Группы, гильдии, турниры — все как надо. Монетизация выглядит очень слабой (и этот тренд будет дальше у всех игр в обзоре), но ввиду уникальности и геймплея и жанра я думаю еще никто не знает как делать ее правильно. Фишка: управление жестами — помогает сильному погружению в игру Стоит позаимствовать: очень красивую стилизацию интерфейса игры и сайта Android, iOS, Chrome WebStoreПолноценная большая ММОРПГ со своей механикой боя, крафтом предметов, классами и спец способностями, гильдиями и чатом. Карта реального мира используется по сути для фона, никакого взаимодействия с ней нет. Некоторые объекты в игре появляются вблизи парков или рек в реальном мире, но в целом связь с реальностью слабая. Фишка: игроки могут строить целые города Стоит позаимствовать: стандартный зум гугло-карты доступен только после изучения игрового навыка iOSТворческое переосмысление идей настольной «Монополии» — покупаем заведения, развиваем их, чекинимся сами и зовем других — собираем профит. Очень казуальный геймплей с дружелюбным интерфейсом. Все заведения реальные — из Google Places, каждый чекин засыпает игрока наградами, чекинов много и они восстанавливаются как энергия — все правильно. Карта мира не используется, только список заведений. Увы, настольная Монополия — настоящий праздник дружбы и социализации, а тут социальность сделана из рук вон плохо. Фишка: отлично интегрированы штрих-коды с реальных товаров Стоит позаимствовать: в зависимости от геоположения игрока ему дают разные брендированные товары Android, iOS (недоступна из России, мир игры ограничен США)Чекины приходят в Grand Theft Auto — теперь можно ограбить реальный Citibank на углу Бродвея и Второй. Интересное сочетание элементов и механик соцсетевых мафий, приправленное геолокацией. Увы, но игра полна фатальными недостатками. Вручную собранная карта мира и база мест для чек-инов имеет 500-метровую жесткую геопривязку к реальному местоположению, что сильно ограничивает геймплей — в таком солидном городе как Сан-Диего я попадю в зоны без объектов вообще, где делать совсем нечего. Во-вторых инопланетный интерфейс не дает спокойно поиграть. Хотелось бы, чтоб основатели компании — сплошь ветераны Playdom и SCEA — одумались и переделали все правильно. Фишка: глобальные турниры — запад против востока, айфоны бьются с андроидами, городские гасят сельских Стоит позаимствовать: интересную механику боя — слот-машина с выпадением результатов iOSПод покровом приятного интерфейса и вполне игровых заставок, заданий, кнопочек скрывается вовсе не игра, а гео-ориентировання социальная сеть для визуалов. Суть проста — делаем уютную фотку любимого котика, в два клика фотошопим к ней забавного андроида, пишем 140 символов комментарий и отправляем робота с этой фоточкой в путешествие. Где-то на другом краю Земли робота находят, заряжают его батарейками и радуются вашему котику, посылая в ответ свою собачку. Но не факт что собачка дойдет до адресата — у робота кончается энергия, и кто-то добрый должен его найти и зарядить. Эдакое письмо в бутылке, путешествующее по миру. Последняя новость в блоге датирована февралем 2011, так что смотрите скорее — могут и закрыть. Фишка: жесткая геопривязка — надо физически перемещаться по городу, чтобы собирать батарейки для роботов Стоит позаимствовать: очень приятный интерфейс сканирования карты и притягивания батареек iPad, Facebook, webВыращивай траву, строй рестораны, убивай зомби. Да, безусловно творцы этого шедевра много курят, но при этом умудрились взять две совершенно несвязанные игровые механики и объединить их во вполне осмысленную игру. Классическая ферма (засеивай-поливай-собирай-продавай) и простая аркада с могилами, зомбями и мозгами. Трава нужна для денег, деньги — для ресторана, где восстанавливается здоровье после борьбы с зомбями. Все рестораны аутентичные — из базы Yelp, перемещаться можно только по США и Канаде, но абсолютно без ограничений. Фишка: эксперимент с портированием на фейсбук — примет ли игру аудитория соцсетевых ферм? Стоит позаимствовать: качественный оверлей поверх гуглокарт, дающий ощущение игрового мира Проекты, на которые можно потратить пару минут: Turf Wars (iOS) — Мафия из соцсетей, переложенная на реальную карту Bounty Island (iOS) — стандартная копалка из соцсетей c картой QONQR (iOS, WP7, web) — варгейм на карте нашего мира, с захватом городов Merchant Kingdom (iOS) — теперь и в Google Maps можно грабить корованы! Beebble (iOS) — казуальная игра про пчелок в больших городах, убитая совершенно адским интерфейсом Geopoly (iOS) — хорошая экономическая стратегияв альфа-версии BigShot (iOS) — еще одна мафия Проекты, на которые смотреть не стоит: Gbanga, GEO Hunters, Own This World, WarSquare, Travellers Quest, Home Invasion, TapCity, MayorWar, Oust.me, Besyde, Mobzombies, ForsqWar, Stinktopia. Отдельно отмечу MyTown 2 — после смены основателя и CEO на финансово подкованного ветерана из Electronic Arts и Hasbro, вместо следующей инновационной игры студия Booyah сделала более чем унылый клон CityVille. Что посмотреть и послушать по теме игрВыступление Keith Lee, бывшего CEO Booyah (MyTown) на конференции DICE: www.g4tv.com/videos/51311/dice-2011-rewarding-lifes-challenges-presentation/ Обсуждение особенностей дизайна чекин-игр от авторов Dokobots: http://schedule.sxsw.com/events/event_IAP7038 И слайды к нему: http://dokobots.com/media/Dokogeo-BeyondCheckins.pdf Много материалов с конференции Where 2.0: http://whereconf.com/where2011/public/schedule/proceedings Зачем все этоЕсли кратко — есть спрос со стороны бизнеса, есть огромный интерес инвесторов, есть больше миллиона early adopters. Но нет пока продуктов, совмещающих сильную и востребованную связь с реальностью, глубокий геймплей и хорошую лояльность, и продуманный user experience на множестве платформ. Плюс хорошую монетизацию гео-ориентированного геймплея пока еще никто не придумал. Стартаперы — дерзайте, этот океан еще никем не освоен. Дата публикации: 2012-01-17 |