«Социальные сети как новые медиа»
Раздел: Социальные сети
Оценивая привлекательность стартапов, можно сказать, что в роли it girl* нынешнего года выступает MySpace, — и с этим вряд ли кто поспорит. Сам факт, что «особа» принадлежит Руперту Мёрдоку (Rupert Murdoch), кажется, только усилил всеобщее вожделение – у всех аж трусы топорщатся. Создается впечатление, будто чуть ли не все медиа-компании, все инвестиционные фонды планеты в данный момент сгрудились на танцполе, и каждый надеется первым распознать следующую королеву красоты из числа социальных сетей. Притом, среди такого ажиотажа любому следовало бы лучше отступить немного назад, сделать глубокий вдох и, наконец, осознать вот какую существенную вещь: феномен социальных сетей есть составляющая одной из крупнейших макротенденций, порожденных Глобальной сетью – а именно, цифрового самовыражения. Социальные сети в своем сегодняшнем развитии (наряду с другими формами социальных медиа, таких как блоггинг или онлайн-видеообмен) представляют собой лишь вершину айсберга, если рассматривать потенциал цифрового самовыражения в долгосрочной перспективе. Сначала корпорации управляли Internet 1.0, создавая виртуальные витрины и закладывая начала е-коммерции, теперь на их месте пользователи со всего земного шара – они учатся обращаться с тем колоссальным могуществом, которое заключает в себе гиперссылка, чтобы затем построить настоящую параллельную вселенную, вселенную виртуальных личностей. Виртуальные личности, как вообще все в интернете, не являются субъектами географических границ, юридических законов, а также законов физики и других ограничений, присущих белковой форме жизни. Как таковая протяженность «цифрового я» весьма значительна, точно так же как и ее возможная вовлеченность в медиа-индустрию. Во многих отношениях художественная форма виртуального самовыражения сама по себе стала новым медиа, и социальные сети – его канал распространения. Ключевым для понимания является тот факт, что в саму архитектуру социальных сетей заложена возможность вывести самовыражение на новый уровень. Это в равной степени касается как меры самовыражения, так и широты охвата аудитории (количество «френдов», «шесть звеньев цепи знакомств»** и другие подобные вещи). Простой пример: юзер MySpace может иметь тысячи «друзей». Раньше в интернете это было невозможно, пусть даже при помощи таких инноваций, как чаты, email, форумы и мгновенный обмен сообщениями. Более того, пользователи теперь могут выразить себя многомерно, посредством текста, фотографии, аудио и видео – опять же, на таком уровне, какой ранее был немыслим. До определенной степени, самовыражение следует рассматривать как новую индустрию, которая будет существовать наряду с такими традиционными медиа, как кинематограф, телевидение, радио, газеты и журналы. Только в этой новой отрасли сырьем для готового продукта становятся сами люди, или, как сказал бы Маршалл МакЛюэн (Marshall McLuhan), когда дело касается социальных сетей, люди – это информация». Таким образом, каждый игрок, желающий выйти на данный рынок и стать очередным событием в сфере социальных сетей, должен прежде всего рассматривать самовыражение и социальные сети как новый тип медиа, а аудиторию – как «культурный продукт» нового поколения. В прошлом веке продукты культуры создавались преимущественно в Голливуде. С появлением социальных сетей понятие культурного продукта расширилось, вобрав в себя «создание идентичности» (очень подходящий термин, предложенный Даной Бойд (Danah Boyd). Культурой теперь занимаются все, и это ведет к децентрализации системы. Традиционным медиа-компаниям, желающим вступить в новое пространство (таким как MTV, Martha Stewart и т.д.), важно поддержать развитие новой среды и использовать для этого все свои продукты, способные предложить аудитории более глубокую и интересную концепцию самореализации. Представьте себе… если бы у «American Idol» не было ни опытных, талантливых продюсеров, ни режиссеров, ни сценаристов, а только сами конкурсанты. При всем обаянии последних, качество конечного продукта, уровень эмоциональной вовлеченности зрителей, рейтинги и коммерческий потенциал предприятия в целом вряд ли дотянули бы до уровня всего того, что мы привыкли смотреть по ТВ. То же самое и с социальными сетями. Люди хотят самовыражаться, и платформы, которые позволят им делать это наиболее захватывающим образом, будут пользоваться популярностью. *it girl – англ., «такая девушка, при взгляде на которую каждый мужчина думает про Это». ** — Существует гипотеза, согласно которой каждый житель Земли может, отыскивая общих знакомых, вступить в контакт с любым другим жителем земли, при этом число посредников не будет больше пяти. Впервые прозвучала в 1929 в рассказе венгерского писателя Фридьеша Каринти (Frigyes Karinthy) «Цепи». Роберт Янг (Robert Young) – пионер многих областей интернета, он сыграл значительную роль в создании и коммерциализации первого в мире интернет-провайдера, ориентированного на массового потребителя. Участвовал в становлении рекламы с оплатой за клик, бесплатной электронной почты и принципа супердистрибуции («свободного копирования» цифровой информации). Дата публикации: 2006-08-21 |