«Бизнес в социальном Интернете: можно ли объять необъятное?»
Раздел: Социальные сети
И, действительно, может ли социальный Интернет быть одинаково интересным и/или полезным для всех его пользователей: от «девочки с косичками» до серьезного бизнесмена? Оставим девочек с косичками в покое, как и без косичек тоже. Статистика говорит, что в Веб 2.0 их поколение себя очень хорошо чувствуют. Поговорим больше о профессионалах и бизнесменах. Эта заметка является сокращённой версией заметки, опубликованной в моём iTech Bridge блоге. Там «под одной крышей» я поместил свои комментарии, сделанные по трём различным случаям: к одной дискуссии, к результату одного голосования и к одному вопросу, заданному мне. Тема эта во многом перекликается с рассматриваемой в ряде моих заметок по проблематике интеллигентного веба. Касается она вопросов оценки, ранжирования (сортировки) и фильтрации информации. Однако здесь эти вопросы проецируются на деловое приложение социального Интернета. По сути дела, в одну достаточно длинную заметку сведены три автономных, связанных одной темой с общим заключением. Поэтому сразу предупреждаю, если нет времени, лучше туда не ходить. Чтобы потом не писать гневных комментариев:). Ну, а ниже всё очень кратко и без лирических отступлений (почти в телеграфном стиле FAQ)… Вопрос (одного хабрагражданина): Можно ли построить интеллигентную сеть на неинтеллигентном социальном ресурсе? Ответ: Люди везде и всегда остаются людьми, со всеми своими достоинствами и недостатками. К любому виртуальное сообщество это также относится в полной мере. Социальный веб, а точнее веб-ресурс, сам по себе не может быть ни интеллигентным, ни неинтеллигентным. А вот владельцам, если они захотят, конечно, вполне по силам сделать этот ресурс более или менее ориентированным на то или другое сообщество. Для этого они и придумывают различные «правила игры» (рейтинги, карму и тому подобное). Вопрос (вытекающий из предыдущего): Нужен ли бизнесу, вообще, социальный веб? Ответ: Да, нужен. Ведь в том, что в социальном Интернете есть место ресурсам не только для и массового, но и для корпоративного(Enterprise 2.0) использования, сегодня уже не сомневается никто. Во всяком случае, на Западе. Вопрос (и опять вытекающий): Можно ли совместить в одном ресурсе два несовместимых, на первый взгляд, направления: традиционное (массовое) и корпоративное (деловое)? Ответ: А вот с этим вопросом дело обстоит сложнее. К сожалению, рынок пока отвечает на него скорее отрицательно, чем положительно. Во всяком случае, как мы видели, для ресурсов, ориентированных на более или менее массового пользователя. Необходимо отметить, что и те, кто сейчас разрабатывает социальные ресурсы для корпоративного приложения, на этот вопрос пока также отвечают отрицательно. Не хотят они объединяться. Иначе никак нельзя объяснить то, что не только ресурсы, предназначенные для работы в Интранет (за firewall), но и те, кто допускают общесетевое использование, почти наотрез отказываются от всяческого рейтингования пользователей и ранжирования информации. Незачем, мол, это деловым людям. Хотя в этом случае пропадает колоссальный объём знаний, разбросанный по массовым социальным ресурсам. И «мулетная стратегия», о которой я уже рассказывал, только один из путей разрешения этого противоречия. О другом я расскажу ниже. Вопрос (к результату одной дискуссии): Можно ли любить или не любить информацию? Ответ: Нет, нельзя. С информацией можно только соглашаться или не соглашаться. А вот понятия «нравится – не нравится», или, что тоже самое «любить — не любить», являются довольно интимными, идёт ли речь о женщине, Microsoft или заметке вашего коллеги. Не признав это, любой социальный ресурс заведомо обрекает себя на потерю значительной аудитории профессионалов и деловых людей. Вопрос (к результату одного голосования): Ну, зачем вы его похоронили? Пояснение: Похоронили, вернее, решительно отхабрили один самый безобидный опрос. Ни тебе крамольных мыслей, ни задевающих кого-то предположений, ничего даже близкого нет. Просто спрашивался совет о том, как переименовать некоторый коллективный блог. А теперь ответ: Поскольку предложенный опрос с первой минуты попал в «отхабренные» и оттуда уже никогда не смог выкарабкаться, его не увидели, и тем более уже не увидят, многие из тех, для кого он, собственно, предназначался. Ведь только мазохист или любитель «клубнички» пожертвует своим временем, чтобы копаться в отходах человеческой деятельности, пусть и информационной. Настоящие специалисты и люди дела, как правило, к указанным категориям не относятся… Вопрос (поставленный в заключение заметки): На что способен коллективный разум в социальных ресурсах? Ответ: Коллективный разум способен на многое, если им грамотно управлять. Для этого достаточно только заложить в социальный Интернет более усовершенствованные критерии ранжирования, сортировки и фильтрации информации. Именно эти критерии вместе с соответствующими алгоритмами и возьмут на себя роль управления коллективным разумом. Другими словами станут «добытчиками» так необходимых для специалистов «граммов радия из тонн (информационной) руды». В связи с этим, мне кажется, что, если термин «управляемая демократия» имеет право на жизнь, так это, прежде всего, в виртуальных сообществах… Ну, а теперь, если вам это интересно, можно перейти и к основной заметке, содержащей все необходимые пояснения и ссылки. При этом хочу предупредить, что для иллюстрации некоторых своих предположений и выводов я ссылался на некоторые особенности Хабрахабр. Поэтому, во избежание повторения печальной моей истории с news2, очень прошу уважаемых хабраграждан, относится к этому спокойно. Надеюсь, что все, в том числе, и владельцы Хабрахабр, если они прочтут мою заметку, правильно поймут, что руководствовался я только благими намерениями:) расширить области использования социального Рунета. Именно этим мы сейчас занимаемся в нашем содружестве «За новый социальный веб». Буду рад, если мои соображения ещё кому-нибудь когда-нибудь пригодятся... Дата публикации: 2007-09-21 |