«Интернет: аудитория, социальная сеть и сообщество»
Раздел: Социальные сети
1. Попробуем завершить тему «социальные сети и Интернет», хотя бы на каком-то промежуточном результате. Изначально нашей задачей было дать определение веб-сервису предназначенному для создания, поддержания и развития социальной сети. Хотелось создать теоретическую модель особой сущности в Интернет – «соц. сеть on-line». Для того, чтобы посмотреть различные приложения ее использования, например, в социальном поиске или в коллективной работе. В результате те, кто откликнулись, на мое определение, высказали множество своих формулировок и описаний свойств социальной сети. Причем все были убедительны из своих оснований. Но эта множественность только скрыла предмет исследования, а не высветила его. Тим Бернерс-Ли об Интернете: «Паутина будет так широко использоваться, что она сможет служить достоверным зеркалом того, как мы работаем, играем и общаемся (socialize)» Поскольку «соц. сеть on-line» есть отражение реальной социальной сети и вторична по отношению к ней, то неудовлетворительность попыток дать определение через описание свойств имеющихся уже в наличии сайтов с необходимостью ведет нас к рассмотрению социальной сети как реальных взаимодействий людей в обществе. 2. Во времена диалектического материализма широкое хождение имело определение человека, данное Аристотелем не в «Метафизике»: «Человек – это общественное животное». Да, все мы люди, все мы человеки, а потому и стремимся объединиться с себе подобными и отъединиться от чужих. Это справедливо, как и справедливо то, что происходит это различным образом. Как предмет исследования «социальная сеть» разрабатывается в социологии. Не будем вдаваться в тонкости споров социологов, они сами признают, что не пришли к единому мнению, а возьмем общее у всех: социальная сеть – это один из типов отношений людей друг с другом, называемый некоторыми исследователями координация. Этот тип отношений отличается от: 1) несвязанного множества, где нет связей, и 2) иерархической организации,, где существует управление. Сеть не есть группа несвязанных людей, а в отличие от иерархических отношений в сети нет начальников и подчиненных, сеть держится на личном желании, а не на формальной необходимости и должностных обязанностях. Стоит еще отметить как не являющееся сетевым некое множество людей, которое сам исследователь выделяет по какому-то общему признаку (например, составление внешним образом маркетологами обобщенного портрета целевой аудитории). Человек — единственное животное, имеющее мочку уха, но люди не являются человечеством именно из-за этого признака. И из этого факта не следует, что все будут покупать себе сережки. Патаракин Евгений Дмитриевич : «Люди не становятся сообществом оттого, что они смотрят один и тот же сериал… Например, партнеры играют за столом в карты, а остальные могут обсуждать эту игру, но никак не могут на нее влиять. Сообщество практики… обозначает общественное образование, члены которого вовлечены в совместную деятельность и общение является необходимым условием их сотрудничества.». Помимо этих несетевых форм существования группы людей, находим некоторые формы очень похожие на социальную сеть: 1) аудитория и 2) сообщество. В первом случае люди объединены общим предметом своего внимания, но не между собой. Во втором — группа не только вступает в коммуникацию, обсуждает что-то, но и действует, т.е. предмет внимания в таком случае становится предметом коллективного приложения сил. Межличностным событием кроме общения в сообществе становится — реальная совместная деятельность в общей предметной области. Но общение обязательно должно быть, иначе, т.е. когда дело есть, а общения нет — это организация, где присутствует приказ и исполнение. С аудиторией и сообществом социальная сеть имеет общие черты, но чтобы выделить ее как самостоятельную сущность надо провести различие. Таким существенным признаком социальной сети является коммуникация. Его (признака) наличие отличает сеть от аудитории, а исчерпываемость отношений именно им отличает сеть от сообщества, куда коммуникация входит как необходимый, но не достаточный признак. Здесь мы подошли к главному тезису статьи: социальная сеть – это неустойчивая форма существования группы людей между аудиторией и сообществом. Интернет, сетевой по своей природе, явился с необходимостью лоном и питательной средой для всего сетевого: от проводов, до сознаний. Эволюция Интернет как культурного общечеловеческого явления представляется такой: аудитория Интернет (сам Интернет как предмет внимания) вступая в сетевое взаимодействие друг с другом (Интернет как средство коммуникации), находит реальный общий предмет для приложения коллективных сил, образуя реально-виртуальное сообщество (Интернет как рабочий кабинет). А технологии лишь подтягиваются под насущные потребности сознания, равно как могут использоваться и не по назначению. Термин «социальная сеть» надо отличить от другого — «сетевое сообщество»: в первом связь есть цель, для второго — средство. Социальная сеть может стать сетевым сообществом, а может и не стать. Трем явлениям: аудитория, социальная сеть и сообщество соответствуют три типа сайтов: библиотека, community и рабочий кабинет. Об этом в следующий раз. Опубликовано на Internet.ru Дата публикации: 2006-09-27 |