Самую важную борьбу на рынке социальных сетей в 2007 году можно охарактеризовать тремя словами: монетизация, монетизация и монетизация.
Вне зависимости от того, займут ли социальные сети свои сферы (например, спорт, домашние животные, мамы, девочки тинейджеры и т.д.), вне зависимости от того, будет ли в них внедрён элемент взаимодействия (например, OpenID), будут ли персональные страницы участников виджетированы, а главные страницы — персонифицированы, будет ли 2007 год годом, когда социальные сети войдут и в мобильные устройства, — все эти действия по развитию рынка отойдут на второй план, уступив место более фундаментальному фактору.
И этим фундаментальным фактором является то, смогут ли социальные сети использовать эффективность своих бизнес-моделей для получения прибыли, т.е. поднять цену рекламы, сделать копеечное дорогим (например, превратить сегодняшние CPM в $0.5 в какие-нибудь $10 CPM).
Для достижения таких целей, привожу четыре критических фактора для достижения успеха, на которые должна быть ориентирована схема монетизации социальной сети:
Социальные сети и онлайн-сообщества вообще являются просто ужасными платформами для всех типов рекламы, которые требуют от участников совершения каких-то действий. Так, например, система Google Adwords показала себя довольно неэффективной. Напротив, у социальных сетей есть отличная возможность стать высокоэффективными двигателями бренда. Фактически, это моё предсказание, что социальные сети покажут себя как самый эффективный способ «варки» брендов в интернете.
Как мы все знаем, социальные сети — это новый способ самовыражения и общения. И, так как центром внимания остаются сами люди (не продукты), любой новый способ продвижения бренда, включая активное участие этих людей, может быть успешным. Другими словами, люди сами становятся платформами, способными распространять информацию по сети. Люди должны выступать средством передачи информации о бренде, а не только конечными получателями. То есть, не рекламируйте этим людям, а рекламируйте с ними и через них.
Под огромным натиском монетизации, многие сегодняшние социальные сети, имея на вооружении площадки лишь с низкими показателями CPM, превращают рекламу в хаотичный, беспорядочный шум. Фактически на каждой сгенерированной странице есть реклама. Это довольно расточительно и контрпродуктивно как для пользователей, так и рекламодателей. Вместо этого, улучшенные методы монетизации, приносящие более высокий показатель CPM, должны в результате привести к уменьшению интенсивности рекламы. В определённой мере может применяться даже искуственно созданный недостаток рекламы, который приведёт к желанным результатам и удовлетворению обеих сторон.
Масштабируемость — ключевой момент, поэтому автоматизация просто необходима. Google можно рассматривать как пример. Система, на которой работает платформа Adwords и Adsense, начиная с самостоятельной покупки рекламы и кончая аукционом рекламных площадок и возможностью оплаты платёжными картами, — всё это является ключевыми моментами для каждого, кто собирается оптимизировать систему монетизации в социальной сети. Более того, масштабируемость позволяет работать с системой как мелким рекламодателям, так и гигантам с Мэдисон авеню.
Теперь несколько слов для тех, у кого уже есть социальная есть или тех, кто находится в процессе создания новой. Убедитесь, что всё, что вы делаете, направлено на монетизацию. Например, если вы создаёте узко специализированную социальную сеть, стремитесь к более высоким показателям CPM. Если вы собираетесь виджетировать профайлы, позаботьтесь о том, что и этот шаг будет сделан по направлению к монетизации. 2005 и 2006 год показали, что социальные сети были не временным увлечением. 2007 года станет ключевым в монетизации социальных сетей. Следовательно, слияния и аквизиции ждут тех, кто сможет добиться успеха в этом деле.