«Приложения в социальных сетях как инструмент маркетинга»
Раздел: Социальные сети
Хотелось бы затронуть столь модную нынче тему, как приложения в социальных сетях. В последнее время на большинстве Интернет-ресурсов делался акцент на приложениях как способе заработать большие деньги в короткие сроки. В первой части данной статьи будут проанализированы наиболее перспективные рынки приложений, демонстрирующие в последние годы бурный рост – США, Китая и России. Во второй части статьи приложения будут рассмотрены несколько под другим углом – речь пойдет об их использовании в качестве полноценного маркетингового инструмента.Рынок приложений в СШАСогласно исследованию компании Inside Virtual Goods, Американский рынок виртуальных товаров в 2009 году достиг оборота в 1 миллиард долларов. В исследовании учитывались как виртуальные подарки, которые покупают друг другу пользователи Facebook и социальных сетей, так и разнообразные товары, используемые в онлайн-играх для того, чтобы эффективнее сражаться с игроками-соперниками или монстрами. Показатель в 1 миллиард долларов примерно в 2 раза выше, чем доходы от виртуальных товаров за предыдущий год. Вполне возможно, что в будущем оборот рынка виртуальных товаров в США достигнет отметки в 1,6 миллиард долларов. Так или иначе, 2009 год запомнится как переломное время, когда рынок стремительно «взлетел». «Я не знаю, ожидал ли кто-то такого быстрого роста, — заявил соавтор исследования Джастин Смит (Justin Smith), — Платформа Facebook начинала с нуля и пришла к миллионам долларов всего-то за два с половиной года». Создатели игр-приложений переживают настоящий бум: общий доход трех компаний — Zynga, Playdom и Playfish — в этом году может достигнуть 300 миллионов долларов. А новая игра компании Zynga, Cafe World, собрала 10 миллионов пользователей за неделю. Отметим, что приложения к популярному сегодня социальному сервису Twitter пока ещё таких доходов не приносят, но все впереди — тем более, что инвесторы активно вкладывают в них свои капиталы. 1 Тем не менее, стоит отметить, что приложения к Twitter.com зарабатывают немногим меньше самого сервиса микроблогов. Как сообщает компания Chubby Brain, за первую неделю июня 2009 г. стартапы, связанные с Твиттером, в совокупности заработали 23,3 миллиона долларов.2 Рынок приложений в КитаеВедущая китайская социальная сеть Qzone, предназначенная для тинейджеров (376 млн. пользователей), является крупнейшей в мире. Компания Tencent, управляющая данной сетью, недавно объявила, что ее доход за 2008 год составил более миллиарда долларов.3 При этом только 12% дохода сети Qzone приходится на рекламу — остальное идет от продажи виртуальных товаров, включая различные приложения. Всего в 2009 году Китай собирается потратить на онлайновую рекламу около $1,7 миллиарда, что составляет 4% от всех рекламных расходов (в то время как в США на онлайновую рекламу в 2009 году собираются потратить $25,7 миллиардов). 4 Этот достаточно небольшой бюджет онлайновой рекламы Китая в основном распределяется между четырьмя главными новостными порталами, которые и получают основные доходы с онлайновой рекламы. Это заставляет социальные сети и другие сайты искать более продвинутые методы монетизации трафика – например, интенсификация процесса разработки приложений. Российский рынок приложенийОбъем российского рынка приложений в социальных сетях составил около $30 млн. в 2009 г.5 По данным исследовательского холдинга ROMIR, 20% пользователей социальных сетей в Рунете платят за дополнительные сервисы. Каждый третий покупает смайлики, а каждый четвертый оплачивает использование расширенной галереи фото и видео, а также приобретает баллы рейтинга. Те, кто уже сегодня тратят деньги на подобных сайтах, составляют огромную аудиторию — 3,78 млн пользователей. По мнению экспертов, ситуация, благодаря проникновению ШПД (широкополосного доступа в Интернет), будет меняться — расширится аудитория Рунета, и средний клиент станет активнее. По оценкам аналитиков, рынок разработки клиентских приложений и игр для социальных сетей в ближайшем будущем превратится в отдельный сегмент экономики Рунета с оборотами в десятки миллионов долларов ежегодно. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что любое брендированное приложение «ВКонтакте» может выступать полноценным маркетинговым инструментом. К примеру, компания Snickers уже запустила брендированное игровое приложение не только в социальных сетях, но и на обычном игровом портале miniclip.com Брендированные приложения в Facebook есть, помимо Snickers, у таких брендов, как BMW, Lays, Nike, Heineken и др. Российский рынок же представляет своего рода вакуум, еще не использовавший весь свой потенциал – ведь пока он только начинает наполняться качественным контентом. Проанализировать основные проблемы российского рынка клиентских приложений для социальных сетей согласились исполнительный директор и директор по работе с клиентами рекламного агентства «Daily Profit» (http://dailyprofit.ru) Юрий Федин и Михаил Бутаев. «Основная проблема российского рынка заключается в том, что в России практически отсутствуют профессиональные команды, эффективно работающие с социальными платформами. Проблема усугубляется тем, что даже при наличии качественного продукта российские разработчики не в состоянии грамотно вывести его на рынок», — говорит Федин. Решение проблемы, по мнению Федина, — разработка полноценной маркетинговой стратегии по выводу продукта на рынок. «Схема работы проста: наши сотрудники разрабатывают проекты по приложениям в плотном взаимодействии с IT-отделом: мы не создаем приложение, а потом задумываемся над тем, что с ним делать. Сначала пишется концепция, затем идет кропотливый анализ возможных перспектив продукта на рынке, и только после этого мы приступаем к реализации IT-составляющей проекта. Мы осознаем, как должен быть построен данный процесс, и набираем в свою команду профессионалов: у нас есть креаторы, есть люди, занимающиеся анализом финансовой части проекта, люди, имеющие большой опыт управления IT-проектами и, конечно, маркетологи, которые анализируют потенциал проекта как инструмента вирусного маркетинга. Сейчас мы способны решать самые высокие задачи, которые ставит перед нами клиент – именно для этого мы и собрали команду высококвалифицированных специалистов». «В настоящий момент приложения из инструмента извлечения прибыли превратились в инструмент маркетинга. И этот инструмент себя оправдывает, ведь основная задача любого клиентского приложения – это интегрирование бренда в социальную среду», — говорит Михаил Бутаев. «Не стоит забывать о том, что контакт целевой аудитории с таким рекламным носителем составляет часы, а не секунды или даже минуты – пользователь возвращается к приложению практически каждый день, подсознательно проникаясь доверием к бренду в процессе прохождения игры». «Наше рекламное агентство специализируется на продвижении в social media и принципиально не работает с подрядчиками – именно поэтому наш опыт позволяет нам контролировать процесс реализации проекта, начиная с момента его разработки и заканчивая достижением целевых показателей проводимой рекламной кампании. Мы с 2006 года занимаемся вирусным маркетингом, поэтому эффективная интеграция вирусной составляющей в приложение не является для нас проблемой», — отмечает Бутаев. По данным компании Juniper Research, к 2012 году количество активных пользователей социальных сетей в мире достигнет 600 млн человек, тогда как еще в 2007-м эта цифра составляла всего 14 млн. Самое время действовать. Посмотреть flash-презентацию Daily Profit по приложениям [1] «Веб-планета»: журнал об Интернет-бизнесе, 15.10.2009, «Facebook взвинтил интерес к виртуальным товарам», http://webplanet.ru/news/service/2009/10/15/virtualgoods.html [2] Информационный портал об инвестициях и стартапах Chubby Brain, 16.06.2009, «$23.3 Million Has Flown to Twitter-Based Startups – Is This Just the Beginning?», http://www.chubbybrain.com/blog/2009/06/233-million-has-flown-to-twitter-based-startups-–-is-this-just-the-beginning/ [3] «Веб-планета»: журнал об Интернет-бизнесе, 07.04.2009, «Китайские социальные сети: Америка отдыхает», http://www.webplanet.ru/review/business/2009/04/06/china_social_net.html [4] «Веб-планета»: журнал об Интернет-бизнесе, 07.04.2009, «Китайские социальные сети: Америка отдыхает», http://www.webplanet.ru/review/business/2009/04/06/china_social_net.html [5] «Ведомости», 03.11.2009, «Mail.ru, «“ВКонтакте”» и «Счастливый Фермер», http://www.sostav.ru/news/2009/11/03/cod4/ Дата публикации: 2010-05-20 |