«Как корпоративный софт маскируется под социальные сети»
Раздел: Социальные сети
Термин «социальные медиа» кажется таким простым и понятным. Казалось бы — вот социальные сети, вот блоги — на этом всё. Для многих это понятие заканчивается «Вконтактом» и ЖЖ, в то время как платформами, подпадающими под определение социальных, является и любимый GMail, и нелюбимая ICQ. «Социально-медийным» постепенно становится и корпоративный софт. Таск-менеджеры, CRM-системы не только «переезжают в облака» (т.е. частично или полностью хранятся и работают на внешних серверах, а не в отдельной комнатке в офисе компании), но ещё и активно внедряют функционал, заимствованный из социальных сетей. Когда бОльшая часть офисных работников проводит время во «Вконтакте» (у нас) или Facebook (у них), компании выгодней подстроить свой инструментарий под привычки сотрудников. Эту волну подхватили как крупные разработчики enterprise-ПО (типа IBM с его Lotus Live), так и разработчики поскромнее. Но факт остаётся фактом: привычные многим рабочие инструменты активно воруют идеи из социальных сетей, сами всё больше и больше становясь похожими на социально-медийные ресурсы. Что же переняли у обычных социальных сетей сервисы, стремящиеся упростить управление задачами или работу с клиентами? Одним из лидеров в подражании является достаточно популярный Cubetree. Как заявляют его создатели, благодаря Cubetree между собой начнут общаться даже те сотрудники компании, которые не сделали бы это при любых других условиях. И действительно: этот сервис настолько похож на Facebook, что сотрудники с гораздо большей охотой будут оповещать друг друга о том, что начался обед или кто-то заперся в туалете и уже час не выходит, нежели делая это спомощью «такой архаичной» электронной почты. Пользователи Cubetree могут публиковать изменения статуса, фотографии и пр., организовывать опросы, объединяться в проектные группы, ставить задачи, делиться документами, работать над текстами в формате вики. Есть в этой системе даже чаты. Правда, с возможностью «лайкать» посты (помечать публикации как «понравившиеся» с помощью ссылки 'like'), мне кажется, авторы перестарались, хотя ведь могли пойти и ещё дальше, дав возможность «топить», как на Digg. Ставишь человеку задачу — а он её «в минус». Веб 2.0, демократия, гласность. В направлении активного копирования функционала не меньших успехов достигли и создатели BantamLive — относительно свежего продукта, завершающего бета-тестирование в этом месяце. Недаром его реклама активно показывалась на «главном социальном блоге мира» — Mashable.com: BantamLive предлагает своим пользователям работать с помощью ленты событий, в которую включаются фактически любые элементы — задачи, контакты, события в календаре, сообщения отдельным сотрудникам и просто короткие сообщения. В отличие от CubeTree, BantamLive более CRM-ориентирован: в нём очень удобно сохранять контакты клиентов (в карточках которых есть в том числе поля для социальных сайтов типа Твиттера и LinkedIn), объединять контакты в компании, вести календарь встреч, привязывать к встречам и контактам различные этапы сделоки пр. Кроме того, изначально этот сервис пытается интегрироваться с Твиттером: связав свой проект с корпоративным микроблогом, можно удобно импортировать из Твиттера часть контактных данных тех клиентов, на которых этот микроблог подписан. После выхода из беты стоит ожидать ещё более плотной интеграции с внешними соцсетями. В России дела плохи с системами таск-менеджмента как таковыми, не говоря уж о тех, кто начал копировать функционал социальных сетей в угоду привычкам сотрудников компаний и их боссов. Неплохие попытки делает в этом направлении Qtrack — сервис, в последнее время всё чаще мелькающий в обзорах различных блогов. Из традиционных социальных медиа QTrack позаимствовал классические форумные треды: задачи можно обсуждать, создавая ветки комментариев. К счастью, проостым копированием дело не ограничилось: в рамках треда одной задачи можно создавать скрытые ветки, что удобно в обсуждении рабочих вопросов. Из «дванольного» интернета позаимствована и классификация задач: их помечают тегами, а не раскладывают по папкам или разделам. Есть здесь аналог «френдования»: в адресную книгу пользователя сразу добавляются те коллеги по проекту, с которыми ведётся обсуждение. При этом не нужно быть зарегистрированным в QTrack, чтобы переписываться с участниками: всю переписку можно вести из своего почтового ящика (вполне актуально при общении с клиентом, которого не хочется тащить в рабочую среду своей компании, но хочется при этом иметь централизованную систему ведения переписки и хранения контактов). Последнее, к слову, напоминает привычное вирусное распространение: стоит участнику обсуждения единожды нажать на ссылку внизу письма, он тут же попадет в систему и в ответ получит данные о своем аккаунте в ней. Этот список можно продолжать (к чему я, собственно, приглашаю вас в комментариях). И факт налицо: системы управления проектами — как решения для крупных предприятий, так и ориентированные на малые рабочие группы, фрилансеров, стартаперов — активно мимикрируют под социальные сети. * Так удобней: популярные социальные сети доказали, что их интерфейсы вполне удобны для активного взаимодействия, и нет причин не применить их наработки в системах, ориентированных на работу, а не только на болтовню. * Так проще: и сотрудникам, и руководителям компаний легче использовать похожие интерфейсы как на сайтах для общения, так и внутри рабочих систем. * Так быстрее: создавая новый таск-менеджер, разработчику не нужно изобретать велосипедов и других транспортных средств, достаточно просто внимательно посмотреть на то, как работают форумы, блоги, социальные сети. Как работает то, чем люди уже активно пользуются. Дата публикации: 2010-02-03 |