««Социальная сеть»: от «френд-листа» к «рабочей группе»»
Раздел: Социальные сети
В предыдущей статье «Социальная сеть: попытка определения» было сформулировано понятие «социальной сети» через ее техническое воплощение: «систему управления социальными связями». Это не правильно. Все-таки нельзя подменять «социальную сеть» как специфическое явление интернет другими понятиями — веб-сервисом, инструментом. Явление шире технических средств его воплощающих. Попробуем исправить ошибку. Путь познания всегда идет от случайного к сущностному, от очевидного к тому, что можно разглядеть лишь при усилии. Во-первых, сперва хочется отметить, что социальная сеть — это прежде всего люди ее образующие; люди, которые самовыражаются, общаются, творят. Запомним это и будем держать все время в голове. Зачем? Затем, что мы ведь не занимаемся социологическими исследованиями, нас интересует практическое применение, т.е. как раз технические средства, помогающие выстраивать социальную сеть на просторах интернет. Но, чтобы что-то строить, надо знать, что именно строить и для какой цели, надо не спутать телегу с лошадью. Говоря о веб-сервисах, надо помнить о причине их порождающей. Особенность нового Веба — в превращении массового пользователя интернет из пассивного анонимного созерцателя в активного публичного участника. Различие автор/ читатель все более растворяется в соучастии обеих сторон. А соучастники и образуют свою локальную общественную сеть. Начальной формой, фиксировавшей существование соучастников, стала адресная книга Аудитория интернета должна была созреть для публичного обнародования своих данных и уж тем более своих контактов. Социальная сеть держится на публичности ее участников. Успешен тот, кто ничего не скрывает. Новый человек — это некий «open man». Неужели слава и деньги больше не интересуют нового человека? Если он ничего не скрывает, то как ему воспользоваться всем этим с выгодой для себя? Конечно, стремление к славе и деньгам не пропадает. Только новый человек теперь убежден, что он будет успешен лично только при успешности команды, т.е. как участник сети. Только «коллективный разум» и «коллективный труд» дают преимущества в современном динамическом мире. Для эффективной деятельности френд-лист должен быть замещен рабочей группой. А простой обмен комментами — средствами коллективной работы. Что это все значит относительно технического воплощения обозначенных человеческих потребностей? Предварительное определение звучало так: «система управления социальными связями» – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, проявивших интерес к определенной предметной области, средства межличностной коммуникации и изменения этой предметной области«. Продолжая исследовать социальные сервисы, обнаружилось, что слона-то мы и не приметили – необходимо внести дополнение в это определение. Веб-сервис, предназначенный для построения социальной сети, должен иметь средства управления свойствами пользователя. Собственно, публичная информация о пользователе, которую мы так не любим заполнять при регистрации и с радостью избегаем, становится краеугольным камнем всей постройки под названием «социальная сеть» в интернете. Но это должно быть не просто описание себя любимого — описание должно быть превращено в функциональные атрибуты, т.е. в значения определенных полей БД. Чем подробнее БД, тем лучше для сети. Поэтому в определение надо добавить свойство: управление описанием субъекта или средства самоидентификации участника. Но это еще не все. У такового сервиса должна быть возможность управления отношениями меж субъектами, участниками сети, т.е. необходимо добавить четвертое свойство: управление характером связи между участниками сети. Эти два свойства социальных сервисов оказываются, на самом деле, первыми по значению, чем два обозначенных ранее: средствами коммуникации между субъектами и средствами изменения предметной области. Изменим исходное — »система управления социальными связями» — на «систему формирования социальной сети». Итоговое определение: «система формирования социальной сети» – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, публично проявивших интерес к определенной предметной области, средства: 1) атрибутной самоидентификации пользователя; 2) управления характером связи между участниками сети; 3) межличностной коммуникации и 4) изменения, описания предметной области». Это — максимум, т.е. это социальная сеть развитая до «рабочей группы». Чем нам может помочь знание теоретического определения на практике? Каждый сам решает для себя. Могу предложить один из вариантов: определение – это идеальный образ для реального продукта. Если возникновение социальных сетей есть общемировой тренд развития интернет, то, зная цель, можно выстраивать путь развития своего проекта от имеющихся состояния и свойств к желаемым. Рассмотрим, для примера, точки роста для веб-сервиса «Мой круг». Вроде бы, это однозначно общепризнанное средство для создания социальных сетей. Проанализируем свойства этого сервиса согласно приведенному определению. Что получаем? 1)Средство самоидентификации есть, подробное. Это — огромный плюс. 2)Характер взаимосвязи участников сервиса есть — три круга знакомств. Есть публичность связей. 3)Межличностная коммуникация через сервис есть, правда, вызвала очень негативную реакцию при использовании. Благие намерения защитить участника от спамеров превратились в электронную секретаршу, грудью защищающую заветную дверь. Почему мне дана возможность послать одно сообщение даже людям из своего первого круга? Вот на toodoo таких ограничений нет. Благодаря этому, я сейчас имею возможность участвовать в работе Internet.Ru, а если б переговоры шли по одному сообщению в день?.. 4)Предметные области есть и много, что ведет к ощущению хаоса. Не ясно, зачем использовать все это и как использовать эффективно? Это смешение предметных областей, порождает недоумение: что за сеть я тут построю: одноклассников, коллег, группу по интересам или трудоустройства? Здесь явно несколько сетей. Еще минус — нет развитых средств для работы в этих предметных областях. Вывод: «Мой круг» – смесь социальных сетей на уровне френд-листа, а не рабочей группы. Пожелаем разработчикам успешного и целенаправленного роста. Другой пример — 1)Есть резюме, портфолио, но общим описанием, а не как атрибуты БД. 2)Характер взаимосвязи участников сервиса — работодатель/ исполнитель. Нет связей участник/ участник или работодатель/ команда. Отношение между участниками не фиксируется для системы, следовательно связи неудобно прослеживать. Есть публичность. 3)Межличностная коммуникация есть и довольно удобная. 4)Предметная область — заказ. Для участников сделан как бы свой кабинет: есть заявки, контакты, оценка, отзывы, портфолио. Созданы средства для продвижения по всей цепочке от заявки до заказа, т.е. средства управления предметной областью. Вывод: Интересные выводы можно получить, проанализировав по этим 4 свойствам веб-проекты других типов: ЖЖ-сообщества, тематический портал, Википедию, разные поисковики. Попробуем найти различие между Googl`ом и Яндексом? Дата публикации: 2006-09-05 |