«Open Social: новый этап революции социальных платформ»
Раздел: Социальные сети
В ноябре прошли две презентации, существенно повлиявшие на жизнь нашей компании iTech Bridge. Это презентация разработанной Google’ом платформы для социальных сетей Open Social. и презентация концепции Фабрики ресурсов нового социального Интернета, сделанная нашей компанией. Конечно, масштабы и значение для профессиональной (и не только профессиональной) общественности этих двух событий даже не подлежат сравнению. Однако для выбора дальнейшего пути развития такой маленькой компании, как наша, они оказались вполне сопоставимыми. Open Social – это открытая платформа, на основе которой могут создаваться различные социальные ресурсы, или приложения (apps), подключаемые к базовым социальным сетям (контейнерам/containers), положивших Open Social в основу своего программистского интерфейса (API). Не знаю, все ли обратили на это внимание, но с появлением Open Social окончательно зафиксировалось начало новой эры социального веба. Это, безусловно, ещё не так ожидаемый всеми теоретиками, но никому не известный Веб 3.0. Но, с моей точки зрения, это как раз то, что ещё долго и очень положительно будет влиять на развитие социального веба. Опять практики оказались впереди теоретиков. Этой своей заметкой я открываю новый цикл, в котором хочу окончательно разобраться сам и, может быть, показать другим специалистам, куда направляется социальный Интернет. И как это всё, с моей точки зрения, повлияет на новые веб- стартапы, на веб- разработчиков, маркетологов и, конечно, на пользователей. Я планирую(по мере появления материалов ссылки будут «оживать»): • представить краткое описание концепций двух новых направлений в области открытых социальных платформ: FaceBook и Open Social; • проследить общую эволюцию, так называемых, движков и платформ социального Интернета; • дать обзор всех вариантов построения социальных сетей, существующие на сегодняшний день; • сравнить более подробно функциональные возможности открытых социальных платформ, в том числе в части единого информационного пространства; • обсудить влияние открытых социальных платформ на маркетинговую и рекламно-коммерческой деятельность в Интернете; • проиллюстрировать на примерах, как всё это работает, и где здесь могут лежать дополнительные деньги; • рассказать, что общего между концепциями SaaS и открытых социальных платформ; • показать, как в новую эру социального Интернета изменяется суть веб-стартапов; • уточить с учётом только появившихся платформ нашу концепцию и бизнес-модель проекта нового социального Интернета. Ну, а начать хочу я с хронологии. Сезон социальных платформ Именно, такими словами можно охарактеризовать события периода весны- осени этого года. Краткая хроника основных из них: 24 мая 2007г. Facebook (на тот момент 30 млн. пользователей) объявляет об успешном завершении первого этапа бета — тестирования специализированной открытой платформы для построения разнообразных приложений к своему ресурсу. Представленная разработка оказалась настолько мощным ходом, что сейчас всё больше аналитиков склоняется к тому, чтобы признать открытую платформу Facebook веб — хитом уходящего года. Революция началась. 2 июня 2007г. Mark Zuckerberg, основатель FaceBook, заявляет о дополнительных шагах в развитии своей платформы. Среди них возможность работы приложений с собственной системой регистрации, т.е., вне общего login — пространства FaceBook. В ожидании конкурентов. 19 октября 2007г. На Web 2.0 Summit объявлено, что MySpace(100 млн. пользователей) пошёл по стопам основного конкурента и открывает для разработчиков свою платформу. Революция продолжается. 1 ноября 2007г. Google представляет свой Open Social. В отличие от платформ FaceBook и MySpace, открытость этой платформа можно возвести в квадрат: она открыта и для разработчиков и для социальных ресурсов. Так, например, в бета- тестировании Open Social приняли участие LinkedIn, Ning, Orkit, Salesforce, Oracle, Friendster и ещё несколько компаний, которые положили эту платформу в основу своих открытых API. Все эти компании представили на презентации соответствующие приложения к своим социальным ресурсам. Как сказал поэт, «у революции есть начала, у революции нет конца». 3 декабря 2007г. LinkedIn (17 млн. пользователей) объявляет о начале тестирования расширения Open Social, ориентированном только на свой ресурс. Новая специализированная платформа получила название Intelligent Applications (почти наш интеллигентный социальный ресурс, правда? :) Подождём, однако). Аналогичным путём собираются идти Friendster и Bebo. Ещё раз подтверждается известное правило –дружить «против» проще, чем дружить «за». 10 декабря 2007г. В условиях усилившейся конкуренции на рынке открытых социальных платформ их родоначальник FaceBook (уже около 50 млн. пользователей) делает вынужденное обещание «приоткрыть» свою «закрытую» для других социальных сетей открытую платформу. Принимая во внимание их альянса с Microsoft, о направлениях такой «приоткрытости» можно только делать некоторые предположения. На этот момент, создано около 100 тыс. самых разнообразных приложений FaceBook. Некоторые из них или уже проданы, или ведутся соответствующие переговоры. Революцию поддержали массы. Возвращаясь назад (23 ноябрь 2007). Совсем локальное событие – презентация концепции Фабрики ресурсов нового социального Интернета. Я получил много отзывов на этот проект (в основном, через личную переписку). При этом, если актуальность первой составляющей нашей концепции, интеллигентный деловой веб, мало у кого вызвала сомнения, то этого не скажешь о второй составляющей – платформа для этого веба. Некоторые, вообще, охарактеризовали её, как «сомнительную». Так уж получилась, что разработка нашей концепции протекала параллельно с созданием Open Soсial. Если ситуацию с платформой FaceBook я как-то отслеживал, то, чем окажется на практике Open Social, я тогда ещё не представлял. И тем более я не ожидал, что так быстро к новой платформе присоединятся LinkedIn и Ning. Могу показаться не совсем скромным, но сейчас готов смело заявить, что окажись наша концепция в руках Google или Microsoft, можно было бы ожидать следующий этап революции платформ. Но, увы… и поэтому придётся подстраиваться под существующие реалии. Как? Об этом в одной из следующих заметок. Ну, а пока… рунетовская микро-революция переносится:) Кстати, а чем, вообще, ответит Рунет на революцию платформ? Ведь функциональными клонами здесь не обойтись. Ситуация в чём-то напоминает мне ту, что складывалась в 60-х в советской вычислительной технике. Правда, в нашем случае воровать ничего не надо – платформы то открытые! Вот такой получился насыщенный сезон открытых социальных платформ. А мы, в ожидании дальнейшего лавинообразного развития событий, разберемся сначала с двумя, я считаю, веховыми платформами: FaceBook и Open Social. И «разборка» эта проведена в полном варианте данной заметки(со всеми необходимыми ссылками), опубликованной в моём iTech Bridge блоге. Дата публикации: 2007-12-18 |