Ниже я привожу первоначальный текст моего доклада на научно-практической секции конференции "Интернет-сообщества 2008". Как показала сама эта конференция, понятийно-языковая путаница по-прежнему остается основной проблемой любых профессиональных обсуждений темы сообществ и социальных веб-проектов.
В рамках работы инвестиционного совета интернет-инкубатора inVenture нам регулярно приходится сталкиваться с полнейшей языковой путаницей в вопросах работы с сообществами и социальными сервисами. В частности, нам регулярно приносят заявки, в каждой из которых самые разные сервисы называются совершенно одинаково – социальной сетью, вне зависимости от того, являются ли они таковой на самом деле. Многие пребывают в уверенности, что строить сообщество и создавать социальную сеть – задачи совершенно тождественные. Я и сам не различал эти нюансы еще год назад, работая над запуском проекта ilovecinema.ru.
Как показывает мой опыт общения, языковой путаницей грешат не только стартаперы, но и многие матерые профессионалы Рунета, от известных интернет-продюсеров до устроителей данной конференции.
Успешно наладив коммуникацию по вопросам социальных сервисов в рамках инвестиционного совета inVenture, нам хотелось бы поделиться с вами нашим пониманием того, как устроена эта сфера, чтобы мы все могли обсуждать данную тему, имея в виду одни и те же явления и правильно понимая друг друга.
2.
Начать следует с того, что сообщества – это социальные явления, объединения конкретных, живых людей, а социальные сервисы (то, что в английском имеет чуть более благозвучное название social web) – это именно что сервисы, инструменты, обеспечивающие определенные виды взаимодействия между людьми.
Под социальным сервисом мы считаем осмысленным понимать такой интернет-проект, который основан на организации взаимодействия между людьми. То есть взаимодействия людей друг с другом, а не людей с информацией. Главное слово в словосочетании “социальный сервис” – это именно сервис. Это некоторый инструмент, которым можно воспользоваться, а можно – нет. Для его эффективной работы нужны люди, которые в нем участвуют, но и без участников он продолжает быть социальным сервисом – просто в данный момент не работающим. Это пустые места, связанные между собой по определенным правилам, которые могут занять реальные люди и получить от этого пользу.
Под сообществом же следует понимать группу людей, объединенных общей темой и поддерживающих процесс общения друг с другом по поводу данной темы. Главное слово здесь – люди. Сайт не может быть сообществом, он всего лишь бездушная машинка, но сообщество могут составлять люди, его посещающие. Сайт может быть удобным средством коммуникации для сообщества или даже поводом к его возникновению, но сообщество всегда существует что называется “на людях”. В сообщество можно входить или не входить, но им нельзя “воспользоваться”, как сервисом.
3.
Отложив на некоторое время в сторону основную тему данной конференции – сообщества – обсудим то, какими бывают социальные сервисы и чем они друг от друга отличаются. Вашему вниманию предлагается вполне рабочая типология социальных веб-проектов, которой мы руководствуемся в том числе в работе интернет-инкубатора inVenture.
Здесь важно понимать, что предлагается не классификатор, а некоторые идеальные типы социальных сервисов. В реальных проектах они могут комбинироваться и сочетаться самым произвольным образом. Данная типология, собственно, и позволила начать нам разговаривать со стартаперами, предлагающими свои проекты интернет-инкубатору inVenture, на одном языке.
Нам удалось выделить следующие семь типов социальных сервисов.
Самопрезентация и общение. Это сервисы, основной функцией которых является предъявление себя миру и общение друг с другом. Я бы назвал их сложным словосочетанием «презентационно-коммуникационные». В первую очередь — это классические блогхостинги и их различные вариации (livejournal, twitter, tumblr), во вторую — целые личные «мини-сайты» (myspace, рамблер.планета). К этому же типу сервисов я бы отнес сервисы знакомств (mamba).
Социальные сети. На данный момент в русскоязычном интернете принято этим термином называть практически любые социальные проекты, однако мне не кажется это терминологически корректным. Этим термином я бы называл проекты, основанные на всем уже известном принципе «Каждый человек знаком с любым другим через 6 рукопожатий» (количество связей в разных версиях варьируется, также иногда указывается, что не «вообще любой», а в среднем). Основная функция таких сервисов — поиск людей и поддержание связи другом с другом. Ярчайшими примерами таких сетей являются facebook (местный клон — vkontakte), linkedin (местный вариант — мойкруг) и classmates (местный клон — odnoklassniki).
Cоциальные контейнеры. Мне, к сожалению, не удалось придумать более благозвучного названия для этого типа, но суть таких сервисов сводится именно к хранению различного вида данных и их презентации друг другу и интернету вообще. Это может быть видео (youtube, rutube), фотографии (flickr, photosight, яндекс.фотки), закладки (del.icio.us, memori), музыка (imeem) и любой другой тип контента. Логика использования такого сервиса проста – сохранил для себя, поделился с остальными.
Социальные медиа. Это СМИ, построенные на возможности любому человеку стать журналистом или источником новостей. Двумя наиболее классическими примерами таких social media являются digg и newsvine (ну и habrahabr на отечественных интернет-просторах). Суть подобных проектов состоит в том, что на смену классической редакции приходит распределенное сообщество. (Да, для подобного сервиса сообщества крайне важны, о чем ниже.)
Рекомендательные сервисы. Коллаборативная фильтрация в действии. Рекомендации, выдаваемые на основе поиска людей со схожими вкусами (netflix, trustedopinion, imhonet). Многие не склонны относить данный тип проекта к социальным сервисам, утверждая, что в нем люди не взаимодействуют друг с другом напрямую. Однако я продолжаю настаивать на его социальности, ибо его полезный эффект возникает именно из взаимодействия (пусть и опосредованного, через машину) людей друг с другом.
Социальные базы данных. Это наполняемые «всем миром» различные хранилища информации. Wikipedia как хрестоматийный пример народной энциклопедии. Wiki-type проекты можно делать в различных сферах и с разного типа контентом, например тот же анекдот.ру мог бы быть подобным образом организован.
Социальные навигаторы. Это проекты, дающие возможность ориентирования в какой-либо сфере в целом за счет взаимодействия с другими людьми. Наиболее сложные для проектирования сервисы, поскольку, во-первых, требуют очень четкого и качественно переноса на веб информационной структуры сферы и потоков коммуникации в ней, а во-вторых — наиболее эффективны в ситуации совмещения всех вышеперечисленных типов сервисов. Наиболее симпатичными мне примерами являются киношный spout.com, книжный shelfari.com и музыкальный last.fm.
Еще раз хочу указать на тот факт, что любой конкретный интернет-проект обычно совмещает в себе сразу несколько типов сервисов (особенно социальные навигаторы, которые являются комплексными по определению). Однако один из типов практически всегда превалирует, и именно ради него сервис изначально и затевался. Нам кажется, что такая типология позволит более содержательно и четко обсуждать существующие и возможные социальные проекты, а также перестать называть социальными сетями то, что ими не является.
4.
Теперь, когда мы все понимаем кое-что в социальных сервисах, имеет смысл вернуться к вопросу о сообществах. Наш основной тезис, ради которого я вообще вылез на сцену, в следующем: сообщества и социальные сервисы – это вообще разные действительности. Да, связанные друг с другом, и иногда крайне тесно, но все-таки разные.
Вы можете создать успешный и популярный социальный сервис, на котором сообществами и не пахнет, можете сделать сообщества вообще без всяких социальных сервисов (чем люди веками и занимались), можете сделать проект с оригинальным и интересным сообществом людей вокруг него, но с малопопулярной или вовсе бесполезной сервисной составляющей.
Сообщество – это живые люди, которых (хотя бы теоретически) можно собрать вместе и заглянуть им в глаза. Это явление социальной действительности, получившее новую волну популярности в связи с тем, что в интернете стали появляться крайне удобные инструменты для их создания и работы с ними – социальные сервисы. С другой стороны – построение сообщества зачастую является одним из наиболее действенных способов сделать социальный сервис популярным и привязать к нему людей (способ вообще-то не без ограничений и подводных камней, о чем ниже).
5.
Чтобы не быть голословным, предлагаю разобрать несколько наиболее популярных на отечественных интернет-просторах социальных веб-проектов, дабы определиться с типами социальных сервисов, на которых они построены, и с ролью сообществ в них.
Livejournal.com – это сервис самопрезентации и общения (главное в нем – себя показать и других читать), дополненный функционалом социальной сети (за счет связей френдования между пользователями). Вокруг этого проекта не существует “единого сообщества livejournal”, но зато складывается огромное количество локальных сообществ, как вокруг определенных community, так и просто вокруг определенных журналов (таково, например, сообщество интернет-деятелей в жж).
Odnoklassniki.ru – это типичная социальная сеть с легкой примесью самопрезентации и общения. Основная польза данного проекта проистекает непосредственно из системы связей людей друг с другом (и с учебными заведениями) и возможностей по этой цепочке выйти на всяких разных старых знакомых. Сообществами здесь и не пахнет – вся коммуникация осуществляется один-на-один.
Moikrug.ru – это деловая/профессиональная социальная сеть с функциями самопрезентации и общения. Сообщества там тоже не при чем. Это просто сервис, предлагающий каждому участнику ряд функций, облегчающих и делающих более эффективным профессиональную коммуникацию.
Memori.ru и del.icio.us – это типичные примеры социальных контейнеров. Сообществ на таких сайтах тоже не складывается, если только не предлагаются специальные групповые аккаунты, в рамках которых построение сообществ становится в принципе возможным (но не вытекает из них автоматически).
Habrahabr.ru – это классический пример социального медиа, в данном случае it-тематики. Про социальные медиа важно понимать, что для них наличие сообщества “писателей” вокруг него является ключевым фактором успеха. Какого уровня сообщества – такого качества и медиа. Это принципиально.
Youtube.com – это социальный контейнер видео-роликов, с сервисами, позволяющими создавать различные сообщества в рамках сайта.
Last.fm – один из классических примеров социального навигатора, совмещающего в себе контейнер (возможность выкладывать музыку и делиться ее с остальными), социальную сеть (друзья), рекомендательный сервис, социальную базу данных (возможность дополнить информацию по любому исполнителю) и сервис самопрезентации и общения. Фактически, last.fm дает возможность ориентироваться в мире музыки за счет взаимодействия (прямого и опосредованного) с другими людьми.
6.
Напоследок мне бы хотелось высказать несколько практических замечаний относительно роли сообществ и социальных сервисов в разработке и продвижении интернет-проектов.
Замечание первое: популярными и массово посещаемыми могут быть сервисы, но не сообщества. Если вы делаете ставку на своем интернет-проекте на построение сообщества, то нужно понимать, что оно как социальное образование имеет естественные ограничения роста, и вы с ними рано или поздно столкнетесь.
Замечание второе: возможность пользователям самим строить свои сообщества с использованием вашего сервиса перекладывает (в хорошем смысле) на пользователей часть работы по продвижению проекта.
Замечание третье: неизменным и непременным атрибутом социального сервиса (который во многом и делает его таковым) является “представленность” пользователя на сайте, как ее ни назови – профилем, виртуальной личностью, identity, отражением. Поэтому ключевой вопрос в проектировании звучит так: что представляет человека в той области, в которой вы взялись делать социальный веб-проект? Это и должно найти отражение на сайте.
Замечание четвертое: определитесь с приоритетами. Даже если вы намерены сконструировать социальный навигатор, все равно вам придется запускать все типы сервисов в том или ином порядке. Важно понимать, что именно вы хотите сделать, а также учитывать следующее: наиболее массовыми могут быть сервисы самопрезентации и общения и социальные сети, наименее – социальные базы данных. При прочих равных я бы расположил перечисленные типы сервисов в следующем порядке с точки зрения их способности привлекать аудиторию: социальные контейнеры (как персональные сервисы в первую очередь), социальные сети, самопрезентация и общение, рекомендательные сервисы, социальные медиа, социальные базы данных.
Замечание пятое: говоря о сообществах – мы имеем в виду людей, говоря о социальных сервисах – сайты, которыми пользуются люди. Это главное, о чем мне хотелось сегодня вам рассказать.