Disclaimer: Мы открываем серию рассказов описывающих различные вопросы и проблемы связанные, в большинстве своем, с настоящим и будущим интернета и наше видение возможных путей их решения. Зачастую вслед будут публиковаться анонсы упомянутых в рассказах проектов. Мы просим отнестись с понимаем: что-то будет изменено, а что-то так и останется фантазиями; на сегодняшний день мы — небольшая команда, но с большим желанием сделать в этом мире, пусть сперва и немногое, но лучше.
Виктор вернулся домой в отличном настроении — ему удалось достать очередной раритет для своей коллекции прошлого. Осторожно вынув из бумажного пакета небольшую тонкую и прозрачную пластиковую коробочку с логотипом уже канувшей в Лету компании, он с интересом повертел ее в руках. Затем с замиранием сердца открыл и поднес к солнечному окну, чтобы лучше рассмотреть содержимое. Перед ним лежал диск с надписью “CD-R 650Mb”. С легким щелчком отсоединив диск от подложки и перевернув его, Виктор увидел как по всей комнате побежали чуть уловимые разноцветные солнечные блики отражаемые обратной зеркальной стороной диска.
— Ты достал его!
В комнату влетел как вихрь младший брат Виктора.
— Дай! Дай посмотреть!
Выхватив из рук брата пламенеющую в лучах солнца вещицу, он, не обращая внимания на Виктора недовольного таким бесцеремонным отношением к раритету, поднес диск поближе к глазам.
— Хм… И тут всего 650 мегабайт? Однако не шибко то в прошлом экономили на личном пространстве, если писали на такие большие, но крохотные по объему диски все свои данные. Представляю какую гору их надо, чтобы записать хотя бы один голографический фильм!
Брат усмехнулся, однако не стал в очередной раз рассказывать про то, какие раньше были форматы и сколько они занимали места на носителях, а сел за стол-экран и, проведя по нему стремительный жест-пароль, открыл свою личную страничку “in”. Мало кто упоминал в разговоре это название, для всех это была единая точка входа, соответственно и смысла не было ее как-то обозначать. Говорили просто обобщенно — сеть. Однако Виктор читал, что не так давно она была разделена на отдельные фрагменты называемые вебсайтами и необходимо было знать их адреса чтобы найти нужную информацию. Ее искали непосредственно на сайтах, либо через весьма популярные тогда сервисы называемые поисковиками. Он даже знал имя одного из них, но оно было смешное и постоянно вылетало у него из головы.
Только потом уже начали появляться проекты, авторы которых подходили к вопросу с другой стороны и поменяли местами суть вещей — теперь информация стала искать пользователя. Виктор был молод и только недавно начал заниматься вебразработкой, но уже слышал истории от старших коллег, что раньше, вместо того чтобы просто разрабатывать логику и функционал проектов да наполнять их данными, приходилось думать о таких вещах как отдельный дизайн и UI для каждого (!) сайта — тут ему всегда становилось безумно жаль пользователей пытающихся каждый раз понять как, где и что расположено, и при этом довольствоваться лишь тем функционалом, что посчитал нужным добавить владелец ресурса. Либо же наоборот, маячили перед глазами ненужные элементы навязанного UI. А разработчики при этом сталкивались с коварным зверем и имя ему было кроссбраузерность! Виктор так до конца и не понял, что это за проблема такая, но выражение лиц рассказывающих давало некоторое представление о масштабах бедствия. Также фразы вроде “чтобы нормально отображалось на всем, $#@!, зоопарке девайсов!“ рисовали в его мозгу жутких монстров с которыми сражались вебразработчики, как рыцари в сверкающих доспехах. О рыцарях Виктор тоже любил читать.
Он также смутно представлял себе, что значит такое слово как “кэширование”, но он знал, что в те времена была не только медленная связь, но при этом еще приходилось качать тонны мусора отвечающего за отображение каждого отдельного сайта, причем многое из всего этого безобразия еще и неоднократно дублировалось! Однако он старался не быть столь доверчивым и не верить каждому слову рассказчиков — частенько ему казалось, что старшие просто разыгрывают его, рассказывая небылицы и посмеиваясь за его спиной. Хотя повествования об атаках называемые ужасным словом DDoS либо о XSS, SQL инъекциях, он слушал с раскрытым ртом, представляя себе виртуальные баталии почему-то в стиле времен пиратов, видимо от того, что слово “пираты” тоже время от времени всплывало в упоминания бывалых. Но об этом ему еще предстояло детально пораспрашивать попозже. Даже если это правда, то теперь многих видов атак просто не может быть, система лишь принимает данные в текстовом виде (pure data) и их же отдает, эти данные не могут нанести вред ни клиенту ни серверу по умолчанию. К тому же подобный подход позволяет моментально пересылать крохотные килобайтные странички, ведь на сторону клиента либо обратно на сервер приходит лишь полезные данные без HTML и JS, CSS мусора.
Он также знал, что раньше страницы были оторваны от повсеместной обработки семантическим ядром сети и этой задачей в очень ограниченном объеме занимались те самые поисковики о которых он сегодня уже вспоминал. Их он представлял колоссами на глиняных ногах. Виктору нравилось находить красочные аналогии. К ним ежедневно шли миллионы на поклон дабы получить ответ — где находится в сети нужная им информация и горе тебе, если не умеешь правильно спрашивать! Еще он слышал холодящие кровь истории о спаме и не релевантной рекламе повсюду. Говорят, что она была чуть ли не на всех сайтах. Виктор находил весьма полезным, что сеть предлагала в подходящее время нужные ему товары на основе его предпочтений и требований к ним, но он не понимал какой был смысл показывать всем подряд одну и ту же рекламную информацию. Авторы статей, книг, музыки, видео, производители различных товаров — всем приходилось участвовать в безумной гонке за потребителями, а те, в свою очередь, тоже искали нужную им информацию и продукцию. Неимоверные средства тратились на рекламу, что, конечно же, сильно отражалось на ценах, не говоря уже о том, что практически никогда реклама не была объективной и попросту обманывала потребителей, а в лучшем случае приукрашала товар. Говорят, что тогда кусочки сети называемые сайтами, просто не умели различать пользователей и не знали об их интересах.
Виктору снова стало безумно жаль пользователей. Их он представлял несчастными маленькими зверушками мыкающимися по огромному лабиринту, пытающихся пробиться к нужной им информации сквозь дебри рекламы и спама, что росли в изобилии вокруг в виде огромных деревьев и старались поймать пользователя своими кривыми ветвями. И даже если и удавалось их избежать, то рано было радоваться, под ноги тоже приходилось смотреть, иначе рискуешь угодить в ловушку сайтов мошенников разбросанных по всем уголкам сети. Концепт Trust Level тогда еще не вошел в обиход как универсальный инструмент навсегда избавивший сеть от мошенников и спама.
Но самыми коварными были социальные сети! Многие пользователи даже не подозревали или просто не слушали людей предостерегающие об опасности давать свои личные данные подобным ресурсам. Слушая рассказы о таких сетях Виктор только изумленно и недоверчиво качал головой. Сейчас каждый пользователь имел отдельный надежный Vault-сервер ревностно хранящий данные владельца, а за кражу личной информации серьезно карали, но чтобы кто-то добровольно отдал их кому-то?? Нет, видимо, это все-таки такие же байки или по-крайней мере сильно преувеличенные истории, как и многое другое о чем ему рассказывали старшие коллеги о прошлом интернета. Единственное в чем он не сомневался, так это в том, что практически вся информация хранилась у пользователей не как сейчас на Vault-серверах, а локально, либо на дисках вроде того, что он сейчас держал в руке — переливающийся в лучах солнца кусочек прошлого!