Поговорим о важном аспекте существования любого сайта, о существующих методах монетизации и их применении в реальных проектах. От этой кажется, совсем небольшой вещи зависит будущее проекта и его перспективы на рынке.
Подписка // Ежемесячные платежи
Модель, с ежемесячной оплатой достаточно распространена, считается азиатской моделью монетизации, так как часто использовалась в корейских онлайн играх. Основной принцип заключается в том, что для продолжения использования продукта необходимо его оплатить, при этом в модели с обычной подпиской, все пользователи ежемесячно оплачивают использование сервиса.
Примеры использования:
Системы управления задачами, SaaS сервисы
Стоит заметить, что большинство сервисов на текущий момент используют не просто подписку, а модель расширенной подписки, с бесплатным trial периодом, и другими модификациями
Достоинства
Хорошо работает при наличии качественного сервиса, за который хочется платить
Небольшой размер платежей (до 300 рублей)
Возможность отказа от продления подписки
Проблемы
Невозможность использовать сервис без оплаты
При отсутствии trial периода не все готовы сразу оплачивать сервис
Расширенная подписка // Продажа PRO аккаунтов // Freemium
Пользователи получают базовый функционал бесплатно, а за дополнительные опции платят.
Обычно существует наряду с возможностью пользоваться сервисом бесплатно, при этом покупатели подписки получают некоторые преимущества перед обычными пользователями, такие как:
Большое количество места для хранения данных/портфолио
Неограниченный срок использования
Возможность быстрее развивать свой аккаунт
Возможность читать статьи, или отвечать в топиках, которые открыты только для Pro
Отдельная служба технической поддержки
Примеры использования:
Gmail, Dropbox, Free-lance, Skype
Достоинства:
Бесплатное использование дает возможность ознакомиться с продуктом большому количеству пользователей
Проблемы:
Небольшой уровень платящих пользователей, обычно 0.5-1%
Многие пользователи могут остаться на бесплатной версии
Разовая покупка услуг // Доставка физических товаров
Покупка услуг или товаров, при необходимости этих товаров. Самый стандартный способ, используется в тот момент, когда пользователю нужна эта услуга, например возможность, создать новый проект, купить минуты разговора, заказать футболку или кроссовки в интернет магазине.
Пользователь может покупать как одну единицу товара, так и пакет услуг, включающий в себя набор элементов, например кружка в подарочной упаковке с доставкой.
Примеры использования
Сотовые операторы, сервисы рассылок электронной почты
Интернет магазины
Достоинства
Пользователь покупает именно то, что ему нужно в этот момент
Мы можем увеличивать количество различных items в магазине, и тем самым давать возможность покупать отдельные услуги или товары
Недостатки
Есть соблазн улучшать только то, что продается, при этом меньше тратя времени на развитие всего остального
Продажа виртуальных товаров
Кроме продажи реальных товаров и услуг можно продавать виртуальные (сердечки, собачки, бэйджи), основное их отличие в том, что они не дают реальных преимуществ, а дают лишь статус или являются украшением для пользовательского аккаунта. Также такие товары можно распространять, как поощрение для самых активных пользователей.
Примеры использования
Социальные сети, игры
Достоинства
Деньги тратятся только на создание первого экземпляра, все остальные бесплатны для компании
Недостатки
Не применимо в бизнес продуктах
Получение комиссии с продаж
Данный способ используется сервисами посредниками, и заключается в получении процента с каждой продажи основного сервиса. В целом можно разделить на 2 большие категории:
Платежные системы, и платежные агенты, которые получают свой процент с каждой продажи
Lead генераторы, которые получают свой процент с привлеченных пользователей
Примеры использования
PayOnline, DengiOnline, RoboKassa, WebMoney
Sravni.ru, SkyScanner
Достоинства
Нет необходимости создавать инфраструктуру по обслуживанию клиентов и оказанию услуг
Уже есть сформированный рынок с большими оборотами
Недостатки
Посредников становится все больше, и для работы в этой нише, нужно быть очень качественным сервисом, с хорошими специалистами по продажам, и низкой комиссией
Медийная & Контекстная реклама
Самый популярный метод, который упоминается практически во всех бизнес планах, презентациях, на встречах, P&L моделях и становится той самой волшебной палочкой, которая вроде бы всех спасет.
Сумма доходов с рекламной статьи во всех планах обычно приравнивается той величине, что покроет все расходы, обеспечит доходы, и новенький красивый Mercedes создателям, на вопрос, почему сейчас доходы от рекламы равны нулю, ответ вот раскрутимся, и все распродадим.
Итак, попробуем посчитать, сколько же может зарабатывать проект на медийной и контекстной рекламе.
Для примера, чтобы зарабатывать 10 000$ в месяц, необходимо:
Медийная реклама, 300 000 показов в сутки, и хороший штат продажников
Adsense/Yandex.Direct, 700 000 в сутки
Необходимо учитывать, тот факт, что сама по себе медийная реклама не продается, и для ее продажи необходимо нанимать специалиста по продажам, либо заключать договор с агентством, которые интересуются исключительно крупными сайтами.
Примеры использования
Lenta.ru, Habr.ru, Rbc.ru
Достоинства
Основной приоритет ставится качественному контенту и редакционной политике, а не вещам, которые продаются за деньги и ограничениям пользователя
Недостатки
Сложность продаж
Не во всех сегментах легко продать рекламу
Большие площади сайта должны быть отданы под рекламу
Партнерские программы
По сути, это косвенная реклама. Сервис получает деньги за приведенных клиентов, и процент с покупок этих клиентов. Разделение дохода обычно построено на создании партнерского интерфейса, в котором можно посмотреть сколько клиентов привлечено, и какой доход они принесли.
Примеры использования
Amazon, Ozon
Mamba, Loveplanet
Достоинства
В отличие от рекламы, при партнерской модели, можно получать доход и после регистрации пользователя, многие системы продолжают выплачивать вознаграждение до 3х лет с момента регистрации пользователя
Недостатки
Также, как и в рекламе для больших доходов нужна большая аудитория
Вы отдаете всех своих платящих и активных пользователей другим сервисам
Офферы / Оплата за сбор информации
Многие сервисы опросов, и измерения аудитории готовы оплачивать действия пользователей, такие как заполнение анкет, регистрация на сайтах и прохождение интерактивных опросов.
Примеры использования
Nielsen, TNS, PlanB media, AdLabs
Достоинства
Пользователи остаются на сервисе
Недостатки
Отвлечение внимания пользователей, замусоривание фокуса
Product placement
Часто понятия продукт плэйсмента смешивают с обычной медийной рекламой, однако это несколько другая ниша, у нее другой набор средств для размещения рекламы, и поэтому даже в моменты, когда весь инвентарь рекламного размещения уже продан, всегда можно найти место для продакт плэйсмента.
Также нужно понимать разницу, когда вы размещаете рекламу в виде баннеров пользователи понимают, что это просто реклама, если же вы брендируете элементы вашего сайта или приложения Adidas или Coca cola, то пользователь будет считать то, что сервис более сильно связан с указанным брендом.
Примеры использования
Habr.ru, Kinopoisk.ru
Достоинства
Большая цена брендирования по отношению к обычной рекламе
Недостатки
Пользователям сервиса тяжело найти стандартные элементы управления
Оплата за продвижение услуг
“Подними свое резюме”, “Стань первым в топе”, и другие, все они эксплуатируют один и тот же принцип, желание человека выделиться, и стать непохожим на других. На нашем рынке данный вид монетизации впервые появился на таких сервисах как Мамба и Loveplanet.
Всем понятно, что при количестве регистраций 100 и более в день, вновь созданные аккаунты, очень быстро проваливаются в бездну, и сверху постоянно оказываются новые пользователи, резюме, проекты и другое. Можно конечно пытаться ранжировать данные сущности по другим параметрам отличным от времени добавления, однако именно возможность остаться сверху, или вернуться в топ позволила развиваться и расти вышеуказанным сервисам.
Примеры использования
Mamba.ru, LovePlanet.ru
Достоинства
Возможность старым пользователям заявить о себе, или продвинуть свои проекты
Недостатки
Изменение стандартной сортировки, что ведет к сложности поиска
Многие сервисы слишком затачивают различные рейтинги под этот функционал, что ухудшает Usability
Продажа виртуальной валюты
По сути, данный метод не является отдельным способом монетизации, так как он является лишь промежуточным звеном между реальными деньгами и покупкой товаров и услуг на сайте. Однако для многих проектов он является необходимым шагом, так как, по сути, вы можете начинать распоряжаться деньгами сразу же, как за них купили виртуальную валюту, даже если сами услуги будут оказаны намного позже.
Примеры использования
LinguaLeo, Онлайн игры
Достоинства
Получение авансов от пользователей за будущие услуги
Неиспользованные остатки денежных средств остаются у компании
Возможность устанавливать гибкую ценовую политику
Быстрая покупка услуг на сайте, минуя стадию перевода денег
Недостатки
У пользователя может накапливаться остаток виртуальной валюты, которую никуда нельзя потратить и это раздражает
Выводы, и использование смешанных моделей монетизации
Очень важно на первых этапах перед запуском сервиса продумать то, на чем вы собираетесь зарабатывать, не стоит рассчитывать, что сначала вы захватите мир, и потом наступит счастье, обычно все заканчивается прозаичнее, мир еще не захвачен, а деньги у создателей уже завершились.
Можно и нужно использовать смешанные модели монетизации такие как, подписка + оказание разовых услуг + реклама, и так далее. По мере жизни проекта нужно менять бизнес-модель, пробовать разные способы, искать те которые именно для вас будут работать лучше.
UPD1: Модель Краудфандинга
Используется в Википедии для ежегодного сбора средств на развитие проекта, также была и остается популярной у множества блогов и сообществ, в которых прямая монетизация невозможна.
Платежные системы такие как Яндекс.Деньги, WebMoney и Robokassa предлагают специальные кнопки для автоматического сбора средств в пользу проекта, однако практическое их применение в большинстве случаев дает очень плачевные результаты.
Есть две основные модификации краудфандинга:
Сбор денег до запуска проекта, на таких площадках как Kickstarter
Просьба к сообществу помочь уже на работающем сайте
Достоинства
Быстрая регистрация и установка на сайт
Не мешает пользователям как реклама, и не мешает темпам прироста аудитории проекта, так как делает это подписка
Недостатки
Большинство сайтов не имеют такого количества фанатов, чтобы полностью покрывать операционные расходы за счет краудфандинга
Есть некая схожесть с попрашайством, что не вызывает позитивных эмоций у аудитории
UPD2: Модель Плати сколько хочешь
Эксперименты с этой моделью были опробированны в 2008 году в альбоме Radiohead "In Rainbows", когда слушатели могли заплатить за альбом любую цену, которую они посчитают нужной, кроме продаж, данный ход был очень удачным PR инструментом, и по итогам года было продано более 3х миллионов копий альбома. Сейчас данная модель используется не только в онлайне, но также применяется и при оплате в сетях общественного питания, гостиницах и кинотеатрах. Одним из наиболее известных онлайн проекто является Humble Bundle.
UPD3: Модель Оплата за использованные/зарезервированные ресурсы
При использовании SaaS сервисов, стало возможным платить непосредственно за потребленные/зарезервированные услуги, такие например как процессорное время, место на жестких дисках, или время использования сервисов. Широко применяется cloud хостингами (Amazon S3, Azure), а также опосредованно различными сервисами (Мегаплан, Mail Chimp)