«5 Идей для Владельцев продукта: как усилить мотивацию команды через работу над Видением»
Раздел: Социальные сети
Цель — это сильный внутренний мотиватор, согласно последним исследованиям в психологии, которые собрал и обобщил Ден Пинк. Работая с продуктовыми командами, я довольно часто сталкиваюсь с примерами, подтверждающими его доводы. Отсутствие ясности на уровне видения продукта, четкого позиционирования на рынке, стратегии развития на 3-6 месяцев, давления срочности или ощущения конкурентной схватки — гасит скорость работы команды и личную вовлеченность ее участников. Способность Владельца Продукта (роль Product Owner в терминологии SCRUM) воплощать видение продукта в своих словах и действиях, нельзя переоценить, когда мы говорим о командной разработке. Такая способность помогает команде работать сфокусированно (focus — одна из ценностей процесса SCRUM). Фокус внимания меняет наше восприятие. Что бы лучше понять о чем это, попробуйте небольшой эксперимент. На протяжении дня держите в фокусе какую-то простую вещь, например, красный цвет. Обращайте внимание на все красное на улице и в офисе, думайте о красном в душе и лифте, найдите пару интересных фактов о самом цвете, или красных вещах. Уже к концу дня вы начнете воспринимать красный по-другому. Мужчины могут с удивлением обнаружить, что у красного есть оттенкиJ А на следующий день, вам могут приходить в голову “красные” мысли. Похожий эффект работает с концентрацией на видении продукта. Представьте команде продукт — как проблему, загадку, задачу, интеллектуальный вызов, над которым вы работаете. И через время фокус на решении проблемы изменит восприятие действительности, команда начнет видеть нетривиальные решения и не очевидные возможности, которые раньше оставались незамеченными. Ниже — 5 идей для Владельцев продукта о том, как усилить внутреннюю мотивацию и командную работу через видение. 1. Подготовьте элеватор питч. Владельцы продукта часто используют этот тип презентации инвесторам. Питчите ли вы свои идеи команде? Если нет — меня бы это насторожило. Попробуйте один из сжатых структурированных форматов представления продукта, в котором за 2 минуты (пока вы едете в воображаемом лифте с важным для проекта человеком), вы описываете: проблему, над которой работаете, ваше решение проблемы, ключевую аудиторию, способ монетизации, возможности рынка, известных вам конкурентов и текущую фазу проекта. Сделайте его максимально коротким, содержательным и эмоциональным. Запишите на видео и понаблюдайте — насколько вдохновляющим лидером продукта вы являетесь. 2. Поработайте с волонтерами. Есть ли у вашего проекта поклонники, последователи, помощники готовые поработать за идею? Если нет — меня бы это насторожило. Попробуйте найти таких людей, вовлечь их в активность по проекту и понаблюдать. Чем отличается ваше поведение в общении с участниками проекта “за деньги” и теми, кто помогают “за идею”? Очевидно, что перед волонтерами “плясать” приходится больше, ведь у них нет никакой дополнительной, материальной мотивации. Относитесь к своим сотрудникам, как к волонтерам, и результаты не заставят себя ждать. 3. Обуйте тапочки клиентов. Есть ли у вашего продукта “живые” кастомеры? Если нет — меня бы это насторожило. Даже если пока еще вы на стадии бумажного прототипа, или идут первые спринты (итерации в терминах Scrum) работы над проектом. Как вы знаете, что проблема правда существует, а ваше решение — подходит? Вы выходите из офиса, находите потенциальных юзеров и спрашиваете. Используйте кастомер девеломпент, как командообразующую активность. Приглашайте ключевых пользователей на демонстрации — пусть ахают от восторга в присутствии команды. Если ваши кастомеры труднодоступны (например, живут через океан), вам особенно важно использовать технику User Personas, для их описания. В любом случае, как можно чаще думайте о пользователях и от имени пользователей вашего продукта. 4. Используйте цели итерации. Используете ли вы цели релиза и спринта, как часть выражения видения продукта? Если нет — меня бы это насторожило. Если вам сложно находить подходящую формулировку, причина может крыться в недостаточно ясном видении продукта. Если на более высоком уровне видения нет ясности — то на уровень ниже будет каша из фич. И наоборот, если вы смогли ясно сформулировать цель релиза — то и на уровне спринтов вам будет легче выражать цели. Используйте SMART-цели, например “Увеличить продажи номеров отеля за счет использования социальных рекомендаций постояльцев”. Другая возможная причина отказа от целей — это недооценка их важности. Помните, что цели релизов и спринтов сужают фокус внимания команды, помогают понимать приоритеты разработки, самим направлять свою деятельность и чувствовать себя вовлеченными в поток создания ценности. 5. Создайте давление срочности или важности. Как давно в вашем офисе засиживались допоздна или суетились перед демонстрацией? Если давненько — меня бы это насторожило. Да, трудовые выходные были отменены каноническим аджайлом в пользу “поддерживаемого темпа” разработки. Однако, я нередко встречаю команды, которым недостает “спортивного интереса” в их размеренной жизни. Возможно, пока вы топчетесь на месте, ваши конкуренты уже захватывают рынок. Хотите узнать какой прилив энергии и мотивации может дать ощущение срочности? Посетите любое мероприятие для стартапщиков, что-то вроде “Garazh48” или “StartUp Weekend”. Если вам не хватает “внешних” ограничений — придумайте собственные (конкурентная схватка, участие в выставках, конкурсах и т.п.). Комбинируйте срочность и важность для создания внутренней мотивации работы над продуктом. Надеюсь, это было чем-то полезно и буду благодарна за другие идеи внутренних мотиваторов. Спасибо за внимание к теме (учусь писать еще короче и содержательнее). Дата публикации: 2012-11-26 |