«Каждый смартфон желает стать Facebook Phone’ом (Перевод)»
Раздел: Социальные сети
Может ли Facebook позиционировать себя как центр нового мобильного интернета?Совсем недавно Facebook провел «День Разработчика для Мобильных Платформ» — встречу только по приглашениям. Главной темой мероприятия стало вошедшее в привычку «восхваление» платформы компании. Я сидел и слушал, как Doug Purdy, директор по продуктам для разработчиков, вещал об интегрировании Facebook во всевозможные мобильные приложения, но слышал и осознавал при этом гораздо более глубокое видение компании в отношении направления развития Интернета, и как она планирует на нём доминировать. За прошедшие 10 лет мы привыкли думать о словах «Интернет» и «Сеть» как о синонимах. Однако значения их таковыми не являются, если вернуться к истокам. Для многих интернет – это то, что мы видим в браузере. Но не стоит забывать, что просмотр HTML страниц – это лишь один из многих способов использования паутины, соединяющей всех нас. В своём развитии, Facebook пришел к доминации в данном сегменте сети, имея миллиард активных пользователей, приводя огромный трафик на другие вебсайты, став социальным слоем в основе современного мира. Природа интернета меняетсяОднако суть интернета и основная роль сети сейчас быстро меняется. Приход огромных экосистем мощных приложений, спровоцированный и поддерживаемый Apple iOS, перетянул очень много наших с вами привычных онлайн-взаимодействий из сети в приложения. Именно поэтому стало появляться так много слухов о скорой кончине «старой сети» и уменьшении влияние десктоп-компьютеров, переходе на мобильные девайсы и приложения. Чтобы лучше понять масштаб изменений интернета, рассмотрим хотя бы бешеный успех Instagram. Веб-присутствие его – минимально, все взаимодействия происходят внутри мобильного приложения. И лишь с его помощью, компания выросла до 30 миллионов пользователей и была куплена Facebook за несколько сотен миллионов долларов! Что значила эта покупка? А то, что Facebook не только понимает важность обмена фотографиями, но и осознает фундаментальные изменения интернета. И похоже на то, что они не прогадали с данной сделкой. Instagram недавно обогнал Twitter по количеству активных пользователей в день, и рост этот не замедляется. А такие компании, как Palm и Mozilla, всё ещё рассчитывают (удивительно, но с довольно небольшим успехом), что «сеть всегда удобнее собственного приложения». Вот Google, например, продвигает свои ChromeOS-продукты как централизованные веб-сервисы, для широких масс, не готовых полностью перейти на HTML5. Глава Facebook, Mark Zuckerberg, в дискуссии о «родном» iOS Facebook приложении, признал, что «самая большая ошибка компании — слишком уверенно полагаться на HTML5 вместо нативных приложений». Данный комментарий был расценен как официальное заявление о том, что Facebook – это уже гораздо больше, чем лишь вебсайт. Purdy рассказал, тем не менее, что Facebook по прежнему не отказывается от HTML5, да от веб-присутствия в целом. Ведь стоит понимать, что существует около 7000 различных девайсов, написать «родную» программу для каждого – задача не простая. “Сеть всё же остаётся для нас огромным игровым полем» — подчеркнул Purdy. Акцентирование внимания на смартфонах и приложенияхНе отказываясь от веб-присутствия, Facebook всё же осознаёт, что будущее за смартфонами. Акцентирование внимания на разработках для мобильных устройств естественно означает необходимость поддержки самих девелоперов. Так, Facebook начал активно создавать экосистему собственных приложений и агрессивно наращивать свою мобильную платформу. Теперь у нас есть множество инструментов, которые цепляются к фиду, хронике, к системе авторизации через Facebook, страницам брендов/групп/etc. А также есть новый мощный продукт – Центр Приложений, позволяющий данные инструменты распространять. Ставка компании на мобильную платформу оправдалась. Purdy рассказал, что 8 из 10 самых крупных iOS приложений используют инструменты Facebook для чего бы то ни было. А Facebook App Center (Центр Приложений) уже принёс 180 миллионов переходов в Apple App Store и Google Play. Имеется даже более впечатляющая статистика – 40% приложений из Топа iOS и Android имеют какую-либо интеграцию с Facebook. Цифры статистики очень неплохие, но даже это не полностью удовлетворяет амбиции Facebook на данном направлении. Поэтому то они и провели День Разработчика для Мобильных Платформ — чтобы привлечь ещё больше девелоперов изучать принципы работы Facebook-платформы. Говоря о разработчиках, Purdy кратко поведал историю интернета в целом. Так же, как Google и Yahoo в своё время помогли нам понять организацию огромного количества интернет страниц в самом начале развития сети, Purdy разъяснил принцип работы популярных магазинов приложений для сегодняшнего потребителя. «Главный принцип дизайна Facebook — не мешать пользователю»Взойдя на веб-небосклон, Facebook привнёс новый, «социальный» способ интернет-открытий. Purdy заявляет, что Facebook – это «источник сетевого трафика номер один», благодаря инструментам Facebook Connect для лёгкого обмена информацией, контентом, ссылками… «Это центр передачи информации «из уст в уста» в мировом масштабе» — сказал Purdy разработчикам, и Facebook намерен стать таким же центром для приложений, каким он является в сети. Ещё одна цитата Purdy по этому поводу: «Мы будем использовать те же наборы решений для мобильной платформы, что и для веба, так как уверены, что они применимы. Мы считаем, что магазины приложений очень схожи с поисковыми механизмами, существующими в сети в данный момент, и думаем, что Facebook может стать хорошим средством для мобильных платформ, каким он является для вебстраниц». Конечно, разработчики приложений больше преследуют собственные цели, нежели цель «доминирования» Facebook. Компания естественно упрощает им жизнь, предоставляя удобную и простую систему авторизации без необходимости создания отдельного аккаунта или использования “OAuth”, но главный бонус для девелоперов – это возможности роста платформы. Facebook заверяет разработчиков, что инструменты социального распространения контента компании работают также хорошо и для приложений. Как мантру, Purdy повторяет эти слова: «Встройте Facebook в свое приложение, и оно будет расти!” И ещё цитата: «Мы разрабатываем средство, с помощью которого девелоперы и пользователи могли бы использовать один канал связи. На самом деле, главный принцип дизайна Facebook – не мешать пользователю, просто помогать ему делиться историями». Слышать, что компания позиционирует себя как «средство», да ещё и пытается при этом «не мешать пользователю» — очень обнадёживает. Но для Facebook такая поддержка мобильных разработчиков – это не просто жест доброй воли. Выгода компании от обращений многочисленных приложений – наполнение фидов, профилей, хроник пользователей различной информацией. Ненавязчивым «Open Graph» всё ещё легко злоупотреблятьВ идеальном для Facebook варианте, мы бы использовали любые приложения на нашем телефоне, а в хронике в это время отображалась бы активность – несомненно полезная, интересная, и потенциально очень важная, о которой все друзья хотели бы узнать. Компания желает поддерживать рост именно таких приложений, в котором «пользователь всегда в центре внимания», по заявлению Purdy. Такой «идеальный вариант» звучит больше как самый страшный сон для адвокатов, специализирующихся на защите частной информации, но Facebook конечно понимает настороженность людей в этом вопросе и делает всё возможное для того, чтобы сделать процесс предоставления разрешений менее запутанным и непонятным. Компания серьёзно улучшила эту систему за прошедшие годы, однако механизм приватности всё еще сложен и непрозрачен. Также Facebook мог бы жестче контролировать настройки приложений по умолчанию, которые для большинства пользователей не являются комфортными. Ранние версии интеграции Spotify научили нас тому, что ненавязчивым «Open Graph» легко злоупотреблять. На конференции был адвокат, предупреждавший девелоперов «не заставлять пользователей жениться, не сходив на первое свидание», когда речь идет о предоставлении разрешений. Бремя «сделать красиво» конечно лежит именно на разработчиках. Если отложить тревоги о безопасности личных данных, новая платформа компании интригует не возможностью наполнения фидов пользователей, а тем, насколько теснее вплетается Facebook в новую ступень развития интернета. Назовём её «интернет мобильных приложений плюс всемирная сеть». И вплетается Facebook так глубоко, что нетрудно представить мир, в котором компания лучше понимает пользователей iOS и Android, чем Apple и Google соответственно. Представьте: каждое ваше приложение имеет связь с Facebook, добавьте к этому то, что сеть УЖЕ знает о вас из профиля и т.п. – внезапно, даже всезнающий Google, оказывается, понимает вас не так хорошо… «Телефон – это самая «социальная» вещь из всех, что у вас есть»Так что же Facebook мог бы сделать со всеми этими знаниями о вас? Самый очевидный ответ – реклама! Компания могла бы помогать разработчикам размещать рекламные объявления в той же манере, как она помогает с авторизацией и распространением информации. Реклама гораздо более прибыльна и гораздо менее надоедлива, если она нацелена на определённую аудиторию и имеет четкий контекст, связанный с нашими интересами, и тут у Facebook есть все преимущества в достижении этого. И первые шаги по использованию аккумулированных знаний о приложениях для извлечения прибыли уже заметны. Facebook активно подвигает разработчиков считать их приложения частью экосистемы компании. Принимая во внимание масштаб смартфонов и риск быть вытесненным конкурентами, становится понятно, почему Purdy настолько восторженно распинался по поводу того, насколько важную, центральную роль Facebook играет в нашей жизни: “Телефон – это самая «социальная» вещь из всех, что у вас есть. Все друзья, всё что вы когда-либо делали, всё, чем хочется поделиться – всё на этом устройстве. Главная роль Facebook – обеспечить возможность делиться всем этим с друзьями». Я сказал Purdy, что выступление по поводу смартфонов было настолько страстным, что компания могла бы задуматься о выпуске собственного устройства. Он засмеялся, и этот смех не произвел впечатления мол «ждите новостей», скорее опроверг эту мысль. Если компания сумеет реализовать тот запланированный уровень глубокой интеграции, нужды в создании специального Facebook Phone’а просто не будет! Ведь каждый смартфон хоть с одним приложением станет Facebook Phone’ом… Автор: Dieter Bohn, редактор The Verge, оригинал статьи 16 ноября 2012г. Дата публикации: 2012-11-19 |